05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДУРНЫЕ ШУТКИ С ЧЕХОВЫМ

Крон Сергей
Опубликовано 01:01 30 Января 2004г.
Руководитель этого коллектива Иосиф Райхельгауз всегда был мастером по части сюрпризов. Он любит удивлять публику разными режиссерскими новациями вроде музыкальной шутки "А чой-то ты во фраке?", в которой герои пьесы Чехова "Предложение" поют, танцуют и даже стоят на пуантах. И вот режиссер решил вновь "поупражняться" с Чеховым: поставить "Чайку" в жанре классической оперетты, уже выпустив до этого две "Чайки", одну - самого Антона Павловича, другую -постмодернистскую драму Бориса Акунина, в которой ведется расследование смерти Треплева...

Слава Богу, в нынешнем варианте спектакля чеховский сюжет сохранен, зато арии героев на стихи Вадима Жука поражают своей безвкусицей. К примеру, интеллигентный Дорн поет: "Все женщины в конечном счете бабы, а бабы любят докторов..." Может быть, для капустника такое бы сошло, но для оперетты - вряд ли. Впрочем, это "цветочки".
Авторам спектакля Иосифу Райхельгаузу и Александру Журбину, видимо, хотелось, чтобы в драматическом театре все было, как в оперетте: оркестр, беззаботные герои и героини, чудаки-простаки, злодеи, субретки с длинными ногами, отплясывающие канкан. Что касается дивных ножек, то с этим все в порядке: три очаровательные девицы прекрасно танцуют канкан, возбуждая мужскую половину зрительного зала. Даже Нина (Анжелика Волчкова) бегает в кружевном белье, прикрывшись газовым пеньюаром. Выглядит это весьма эффектно, особенно, когда мужчины в первом акте перебрасывают ее с рук на руки. Ну прямо цирк с эротикой.
С остальными героями дела обстоят сложнее, поскольку ни Аркадина, ни Тригорин, ни Треплев с их сложными биографиями "не вписываются" в опереточные рамки. Но и здесь режиссер попытался "преодолеть" Чехова. Все исполнители, по его замыслу, должны были отстраниться от своих персонажей и юморить, как это делают конферансье на эстраде. У кого-то худо-бедно получается, а у кого-то доходит до идиотизма. Так тонкий, трепетный Треплев (Олег Долин) превращается в Недоросля, таская на загривке сексапильную Нину и напевая: "Сияют лучи в ночи..." Его "маман" Аркадиной (Ирина Алферова) не оставалось ничего другого, как демонстрировать свои обольстительные формы в плотно облегающем платье с пышной манишкой, напоминающей разноцветную клумбу. Поэтому, когда Алферова поет: "Женщина может позволить себе распускаться только как нежный цветок" - было понятно, почему художник Виктория Севрюкова придумала ей такой "цветочный" костюм. Весь ее конфликт с Тригориным сводился к тому, что он не хотел замечать ее женских прелестей.
Надо отдать должное изобретательному Владимиру Качану. Ему все-таки удалось перевоплотиться из модного писателя в заядлого рыболова и соблазнителя невинных девушек. Приятный голос артиста тому способствовал, что, как известно, немаловажно для оперетты. Нашла свою "маску" и некрасивая Маша в исполнении Ольги Гусилетовой: вечно под "шафе" и с сигареткой в наманикюренных пальчиках, погубившая свою молодость из-за недотепы Треплева. Каждый из актеров выкручивался как мог. Вадим Колганов появляется в образе управляющего Шамраева в клоунском парике с непомерно длинными бакенбардами и таким образом превращается в напыщенного "индюка". Что само по себе было забавно, если, конечно, абстрагироваться от пьесы Чехова.
Но уж чего я никак не ожидала от режиссера, так это дискуссии по поводу современного искусства, устроенной после выступления Нины в облике "мировой души", задрапированной во все белое с капюшоном на голове и прорезями для глаз, как у куклуксклановцев. Для этой сцены Вадим Жук специально написал куплеты для Треплева, где есть такие слова: "А ты вот попробуй с талантом сыграть ахинею". Мне показалось, что все действия артистов на сцене как раз и свелись к этой самой ахинее...
Что же касается режиссера, то он, скорее всего, хотел развлечь публику, дать ей расслабиться. Только причем тут Чехов? Все это походило на ярмарку, где под видом дорогого "товара" продавался банальный "ширпотреб". Жаль, ибо Райхельгауз действительно талантливый режиссер, которого на этот раз "занесло" не туда. Уж он-то должен был знать, что шутить с Антоном Павловичем рискованно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников