09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЭПОХУ СДАЛ - ЭПОХУ ПРИНЯЛ

Вартанов Анри
Опубликовано 01:01 30 Марта 2000г.
На минувшей неделе первый канал завершил показ многосерийного документального фильма "Десять лет, которые...". Накануне выборов нового президента ТВ будто подвело итоги не только 90-х, но и всей "ельцинской эпохи".

В ленте использован прием, который, помнится, поразил нас в творении британских телевизионщиков "Вторая русская революция". Прием, кстати, весьма нехитрый. Идет череда высказываний видных политиков о тех событиях, инициаторами или активными участниками которых они были. И все - никаких авторских комментариев, никаких выводов и нравоучений. Итоги подводят сами зрители, тем более что они в большинстве своем оказались невольными свидетелями, участниками, а иногда и жертвами десятилетия реформ, проводимых в стране.
Пользуясь названием одной из программ сатирика М.Задорнова, тему фильма можно было бы обозначить так: "От путча до Путина". Каждая серия посвящена главному событию общественной жизни того или иного года. 1991 год - сам путч, 1992-й - шоковая терапия, 1995-й - война в Чечне, 1998-й - августовский обвал рубля. И т.д. Понятно, инициаторы шоковой терапии, раздачи ваучеров, спешной приватизации, пользуясь особенностями выбранного авторами монологического, без комментариев, жанра, бросились нахваливать минувшее десятилетие и свою роль в нем. Впрочем, в руках кинематографистов, даже при сознательном отказе от суждений по поводу услышанного, есть такое могучее средство, как монтаж. Скажем, когда нам показывают в фильме смонтированную подряд череду снятых с одной точки и в одном и том же интерьере президентского кабинета приветственных рукопожатий Б.Ельцина с Е.Примаковым, С.Степашиным, В.Путиным, - никаких комментариев о премьерской чехарде уже не нужно.
Правда, таких выразительных ходов в фильме не так уж много. Авторы более полагаются на звучащее из уст политиков слово, а оно нередко зависит от совестливости говорящего. Понятно, создавая фильм о десятилетии жизни России, нельзя было обойтись без Е.Гайдара, А.Чубайса, А.Лившица и других столь же неоднозначных фигур. Но вряд ли стоило следовать логике последнего, заявившего: "Элита России - это либо друзья, либо враги Ельцина. Других нет". Создатели фильма будто забыли, что, кроме чиновной элиты, в громадной стране есть и другая - духовная, интеллектуальная. Ее голос, к сожалению, почти не слышен в десяти сорокаминутных лентах.
Не очень представлен в фильме и простой народ. Но есть выразительная статистика, говорящая о жизни этого самого народа: средняя зарплата была такой-то, прожиточный минимум - таким-то (разница сумм, как вы понимаете, говорит сама за себя), население страны сократилось на столько-то. Грустная и даже трагическая статистика опровергает победные реляции лоснящихся самодовольством горе-реформаторов.
Последняя серия фильма завершается кадрами, которые не раз были показаны на экране: Б.Ельцин сообщает о своей отставке. Авторы взяли те из них, где Борис Николаевич говорит о неудачах и просит у людей прощения. Выразительный финал десятилетия, горькое завершение эры ельцинских реформ.
Сегодня, говоря высоким штилем, начинается не только новое тысячелетие, но и новая эпоха в истории России. ТВ, которое у нас, как известно, больше, чем ТВ, стоит перед дилеммой: продолжать ли творить убаюкивающие мифы или же повернуться к повседневной реальности. Не могу согласиться с теми скептиками, которые полагают, будто телеканалы напрочь погрязли в междоусобных сварах и не способны честно отражать жизнь.
Приведу обнадеживающий пример. В минувшее воскресенье в передаче "Слушается дело" рассматривался конфликт, возникший вокруг Выборгского ЦБК, где рабочие пытались противиться ОМОНу, пришедшему на комбинат с новыми хозяевами. На ТВ, конечно, проблема предстала в упрощенном виде: председатель профкома предъявляла иск не к тем, кто провел грабительскую приватизацию предприятия, а к журналисту столичной газеты, дважды написавшему, не побывав на месте и не разобравшись в деле, о правоте новых хозяев. Соответственно, и телевизионные присяжные рассматривали этот побочный конфликт.
Голоса заседателей разделились поровну. В телестудии повисла неловкая пауза: долгое разбирательство могло закончиться ничем. И тут ведущий в судейской мантии на правах верховного арбитра произнес свой вердикт. Он объявил иск рабочего коллектива удовлетворенным...
Вы скажете - это всего лишь телевизионная игра. Все так, конечно. И все же мне показался симптоматичным этот "приговор". Может, с него начнется выздоровление ТВ?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников