СВЕТЛАНА ГУНДАРЕНКО: Я ВЫБРАЛА "МЯГКИЙ ПУТЬ"

В АНТИЧНУЮ ЭПОХУ НА ОЛИМПИЙСКИЕ АРЕНЫ ДОПУСКАЛИСЬ ТОЛЬКО МУЖЧИНЫ. ДАЖЕ В XIX ВЕКЕ СЧИТАЛОСЬ НЕПРИЛИЧНЫМ УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В СОСТЯЗАНИЯХ БОРЦОВ, БОКСЕРОВ, В КОННЫХ СКАЧКАХ, В ТУРНИРАХ ПО БИЛЬЯРДУ. НО СЕГОДНЯ МИРОВОЙ СПОРТ ДАЛ ПРАВА ГРАЖДАНСТВА ПРЕКРАСНОМУ И НЕЖНОМУ ПОЛУ ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ ВИДАХ СОРЕВНОВАНИЙ. В КАКОЙ-ТО МЕРЕ ЭТА РЕВОЛЮЦИЯ ЗАСТАЛА МНОГИХ ВРАСПЛОХ: И НЕ ЗНАЕШЬ, ТО ЛИ ВОСХИЩАТЬСЯ, ТО ЛИ ВОЗМУЩАТЬСЯ ПОЯВЛЕНИЕМ ЖЕНЩИН В БОРЦОВСКОМ ТРИКО И СО ШТАНГОЙ В РУКАХ. РАССМОТРИМ ЭТУ ЗАГАДКУ ЭПОХИ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ.Имя Светланы Гундаренко приводит в трепет любителей женского дзюдо. Еще бы, двукратная чемпионка Европы, обладательница четырнадцати золотых медалей в чемпионатах России в тяжелом весе, Света - одна из самых сильных женщин на планете. Она побеждала и на чемпионате мира по боям без правил. Помимо спортивного звания "мастер спорта международного класса", С. Гундаренко имеет и воинское - старший лейтенант. Служит она в команде Московского округа внутренних войск.

- Светлана, как вы пришли в этот не очень "женственный", казалось бы, вид спорта?
- Совершенно случайно. Мне было 14 лет, я познакомилась с мальчиком, который занимался борьбой, он и пригласил меня на тренировку. "Экскурсия" в борцовский зал круто изменила мою жизнь. Меня заметил тренер секции Борис Шунькин, подошел, сказал только: "Тренируйся - в Москву поедешь" (я тогда жила в Челябинске). Его слова стали пророческими.
Занятия борьбой очень развивают человека - и женщин тоже... В переводе с японского "дзюдо" означает "мягкий путь". И 50 процентов успеха зависит от смекалки спортсмена. В Москве же я оказалась после того, как в Брянске выиграла российское первенство общества "Трудовые резервы". И с той поры все отдано спорту.
- Сегодня российский спорт переживает не лучшие времена. Может, женское дзюдо стало исключением?
- Когда я начинала бороться, дзюдо делало первые шаги в нашей стране. А новое всегда лихо подхватывается. На сборах в строю выстраивалось по 200 человек. Возникало чувство, что для девушек нет лучшего занятия, чем борьба. А сейчас российская сборная держится за счет спортсменок, которые, как и я, пришли в спорт 15 лет назад. В прошлом году наша команда выиграла Кубок мира.
Но сегодня девушки выходят на татами менее охотно - не каждый родитель выложит 150 долларов за кимоно.
- Если не секрет, что подтолкнуло вас к участию в боях без правил?
- В начале 90-х я долго жила в Японии. Тренировалась в Будокане, в школе для профессиональных борцов, и параллельно выступала в кетче. Только в самолетах рейса Москва - Токио провела, наверное, не меньше месяца. Но в 1992 году разразился жуткий скандал. Федерация дзюдо заявила, что я не имею права выступать одновременно как профессионал и любитель, и запретила мне выезды в Японию.
Пришлось отказаться от продолжения контрактов, и некоторое время я прожила в Челябинске. Совершенно неожиданно пришел очередной вызов. Уверенная, что буду выступать в привычном кетче, я тайком вылетела в Японию. В мое распоряжение отдали шикарнейший лимузин, поселили в самый современный отель Токио. Везде возят, фотографируют, даже персональную переводчицу за мной закрепили. Довольно скоро она принесла мне бумаги и сказала, где надо поставить подпись. О том, чтобы родственники не имели претензий к фирме, которая проводит соревнования.
А на следующий день - восьмиугольник, огороженный клеткой, и семитысячный зал, битком заполненный зрителями. Обычно перед выступлением в кетче со спортсменами работает визажист. Жду. Но ко мне никто не подходит. Ладно, думаю, сама раскрашусь. Готовлюсь. И вдруг объявляют, что моя противница - чемпионка Англии по боксу. Только тогда я окончательно поняла, где оказалась. Но отнеслась к этому очень спокойно, по натуре я не паникерша. Бой оказался коротким. Англичанка поскакала, поскакала вокруг меня, руками помахала. Я приноровилась, один раз ударила - нокаут.
Затем вышла на арену американка, третьей - спортсменка из Южной Кореи. Перед финальным поединком ко мне подошли представители противницы. Она, оказывается, крутая "звезда" в Японии. Попросили дать ей шанс продержаться хотя бы минут пять. Я согласилась. А японка куражится вовсю. Надоело мне это, и я провела решающий прием.
В Японии с той поры ко мне относятся очень уважительно. Дети на улице кланяются, называют: Гундаренко-сан. Недавно летала опять туда: везде плакаты, автобусы с моей фотографией.
Потом отдыхала на Гавайях, жила в шикарном отеле, раскатывала на "линкольне". И все равно, когда ехала из аэропорта домой, поймала себя на мысли: какой же Москва красивый город! Я приехала из Челябинска в столицу не зарабатывать деньги, а жить.
- Случались моменты, когда хотелось оставить большой спорт?
- Бросала тренировки на полгода. Хотелось быть не только спортсменкой, но и примерной женой. А спорт и личную жизнь очень трудно совместить, ведь половину времени проводим на сборах. Подумала тогда, что хватит: уже наборолась и мир посмотрела. Но приехал тренер, предложил снова попробовать силы. Ответила: давайте рискнем.
Конечно, во многом приходится себе отказывать. Вот, например, у друга был день рождения, а я - на сборах в Подольске, по две тренировки в день. И все-таки приехала, пошли в ресторан, друзья мне говорят: "Светик, тебя не узнать, совсем не улыбаешься". А у меня сил нет...
- Кстати, об улыбке. Приключались комичные случаи на татами?
- Куда от них деться? Представьте ситуацию: прихожу на соревнования, а синее кимоно, в котором положено выступать, дома забыла. Главный судья говорит: не найдешь сейчас форму, снимем с соревнований. Кимоно-то я достала, но дала его девочка, которая весила намного меньше меня. Кимоно чуть не по швам трещит. Пришлось досрочно схватку заканчивать.
- Интересно, как отдыхаете?
- Люблю танцевать, часто бываю на дискотеках. Обожаю туризм. Я прочитала, что на свете есть сто три места, где стоит отдохнуть. Выезжая четыре раза в год, реально посетить их все.