06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПРЕЗИДЕНТ И ЕГО КОМАНДА

Ищенко Сергей
Опубликовано 01:01 30 Марта 2001г.

ПОСТ СДАЛ. ПОСТ ПРИНЯЛ
Целый год, с момента избрания Владимира Путина президентом России,

ПОСТ СДАЛ. ПОСТ ПРИНЯЛ
Целый год, с момента избрания Владимира Путина президентом России, ожидались перемены на властном Олимпе. Мало кто сомневался, что для осуществления новой политики, контуры которой уже обозначены Кремлем и поддержаны обществом, главе государства понадобится и новая команда. Затянувшееся ожидание соответствующих указов возбуждало даже слухи о существовании некоего "обещания" Путина Борису Ельцину, данного при передаче верховной власти: по крайней мере, год не менять на ключевых постах верных прежнему президенту людей. Разумеется, случайно именно через год кадровая революция, о которой в России давно говорили, похоже, началась...
Первые изменения скорее всего говорят о ближайших приоритетах Кремля во внутренней политике. Не случайно они коснулись ключевых фигур именно в силовых ведомствах. По словам Путина, перестановки вызваны необходимостью придать новый импульс забуксовавшей было военной реформе и станут "шагом к демилитаризации общественной жизни России". В то же время череда одновременных громких перестановок и назначений случилась настолько неожиданно, что в первые минуты после сообщения о президентских решениях в памяти невольно ожили не самые приятные воспоминания о былых ельцинских "сильных рокировочках", изрядно лихорадивших в свое время власть и мешавших работе. Однако на сей раз ситуация выглядит принципиально иначе. Есть, видимо, все основания назвать кадровые назначения в высшем эшелоне российской исполнительной власти просчитанными, логичными и комплексными. Замысел президента наверняка намного глубже, чем просто замена одного руководителя высокого ранга другим, более близким главе государства. Теперь представляются практически неизбежными важные перемены в политическом удельном весе наших силовых ведомств. На первые роли в практическом осуществлении военной реформы выходит Министерство обороны РФ. А Совбез, которому до сей поры принадлежала пальма первенства в выработке стратегии и идеологии этих перемен, похоже, может вернуться во времена секретарства полузабытого ныне Ивана Рыбкина. Как и тогда, главным предметом забот Совета безопасности становится опасная для любого политика тематика урегулирования чеченского конфликта, новому секретарю Совбеза Владимиру Рушайло поэтому завидовать вряд ли стоит.
Все это следует из ключевого назначения самого близкого к президенту Путину соратника Сергея Иванова министром обороны России. Формально новый пост теперь уже бывшего секретаря Совета безопасности - это некоторое понижение. Сергей Иванов, по мнению некоторых экспертов, как бы де-факто занимал в Кремле место непредусмотренного Конституцией вице-президента. Но у Путина, и без того определенно испытывающего кадровый голод на доверенных людей, не было и нет причин для недовольства работой Иванова. Выходит, и понижать его незачем. Тогда это назначение может оправдать только одно: повышение роли Министерства обороны в отечественном государственном устройстве. Такое возможно, если военная реформа на ближайшее время станет одним из главных дел президента, а основным исполнительным механизмом здесь будет оборонное ведомство. К огорчению других силовиков, никогда не приветствовавших подобного смещения властных акцентов к конкурентам в поглощении бюджетного пирога...
Существенные перемены в Минобороны, я думаю, только начались. И дело не в одной лишь "новой метле". Несмотря на подчеркнуто уважительные со стороны Владимира Путина проводы бывшего министра обороны маршала Игоря Сергеева, даже награжденного по такому случаю орденом, наследство Иванову досталось незавидное. Более того - есть некоторые основания полагать, что сам Сергеев о нынешних переменах в своей судьбе узнал в последний момент. По крайней мере, две принципиальные ошибки маршала, допущенные им в министерском кресле, пришлось исправлять тем же указом. Командующим воссоздающимися в качестве самостоятельного рода войск Космическими войсками назначен генерал-полковник Анатолий Перминов. Именно решением маршала Сергеева эти войска в свое время были опрометчиво, как теперь выяснилось, объединены со стратегическими ракетчиками. Тем же указом главнокомандующим Сухопутными войсками назначен бывший командующий войсками Сибирского военного округа генерал-полковник Николай Кормильцев. И именно с подачи Сергеева в 1997 году не только пост главкома, но сам многотысячный и высокопрофессиональный главкомат Сухопутных войск были упразднены, а их функции переданы Генштабу. Во что обойдется теперь России восстановление того военно-управленческого потенциала, можно только догадываться.
Кстати, история с новым назначением генерала Кормильцева тоже свидетельствует о том, что с мнением самого маршала Сергеева на этот счет в последнее время не очень-то посчитались. На днях на лентах информационных агентств вдруг появилось удивительное сообщение: за самовольное оставление округа и вылет в Москву без согласования с министром обороны Кормильцеву объявлен выговор. Командующих, конечно, тоже наказывают за различные упущения, но совершенно необязательно сообщать это прессе. Все свидетельствовало о крайнем раздражении аппарата министра. Теперь-то понятно, что генерал Кормильцев вылетал в столицу на беседу по поводу собственного назначения. Но весьма показательно, что министр об этом не знал.
Внешне уход маршала Сергеева, впрочем, выглядит вполне пристойно. Он назначен помощником президента по проблемам стратегической стабильности. Хотя один маршал в помощниках президента ходит давно - Евгений Шапошников. Но кто о нем помнит?
В Министерство обороны в помощь Сергею Иванову направлены его заместителями бывший командующий войсками Московского военного округа генерал-полковник Игорь Пузанов и бывший замсекретаря Совбеза Алексей Московский. Особо следует отметить назначение еще одного заместителя министра обороны. Впервые на столь высокий военный пост назначена женщина - Любовь Куделина, до последнего времени заместитель министра финансов РФ, занимавшаяся именно финансированием оборонных расходов. Однако вопреки распространенному мнению это "впервые" в череде назначений в силовых ведомствах - по большому счету единственное. Нельзя утверждать, будто на отечественном политическом поприще дебютируют гражданские силовые министры в лице Сергея Иванова и нового министра внутренних дел Бориса Грызлова. Во-первых, истинно гражданским из них является вроде бы только новый шеф МВД. (Хотя некоторые источники - к примеру, журнал "Профиль" - утверждают, будто бы часть трудовой жизни нового министра внутренних дел была связана с питерским управлением КГБ). Сергей Иванов только в прошлом году снял генеральские погоны, полученные во внешней разведке, и по опыту, а также по менталитету в силу этого обстоятельства человек в значительной мере все-таки военный. А во-вторых, "полугражданский" министр обороны в России был совсем недавно - предшественник Сергеева Игорь Родионов. В 1997 году в должности министра обороны он снял погоны генерала армии и подчеркнуто ходил на службу в пиджаке. Правда, недолго, до последовавшей через некоторое время скандальной отставки. А особых перемен в Вооруженных силах никто и не заметил.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников