НА ДУШЕ ТЕПЛЕЕ СТАЛО

В среду жена российского президента приехала из Москвы в колонию, которая находится в поселке Льгово, под Рязанью.

Здесь раньше был мужской монастырь, от которого сегодня осталась лишь часть крепостной стены. С 50-х годов монастырская обитель стала колонией, сначала мужской, потом женской, а с 1972 года здесь отбывают наказание "осужденные женского пола с 14 до 18 лет", большинство из которых "сидит" впервые. Причем 38 воспитанниц - так их называют в колонии - наказаны за убийство, 55 - за грабеж, 38 - за разбой, многие за хулиганство, кражи, преступления, связанные с наркотиками. Как сказал мне начальник колонии Олег Ананьев, из 15 девушек последнего этапа (всего в колонии - 354 осужденных) только одна не употребляла наркотики.
На площади перед столовой стоит отряд воспитанниц. Спрашиваю: "Знаете, кого ждем?" Отвечают охотно и доброжелательно: "Людмилу Путину, жену президента, мы ее фотографию в журнале видели... "
Это уже третье такого рода учреждение, которое посещает первая леди. В прошлом году она была в Можайской женской колонии, в Колосовской смешанной колонии для подростков под Калининградом и вот - девичья... Первым делом Людмила Александровна пошла посмотреть швейное производство в колонии. Сопровождали ее министр юстиции Юрий Чайка, его заместитель Юрий Калинин, приехавшие раньше, и губернатор Рязанской области Вячеслав Любимов. В закроечном цехе ей показали продукцию, которую изготовляют колонистки, - рабочую спецодежду, школьную форму, халаты, куртки и прочие швейные изделия. Девушки отвечали на доброжелательные вопросы Людмилы Путиной весьма охотно. Чувствовалось, как она старается поделикатнее спросить Лену или Машу о совершенном ими преступлении. И понятно. Сидит перед тобой 17-летняя пичужка, которая (страшно подумать), убила взрослого мужчину...
Разговариваю с Леной 18 лет от роду, отбывает срок за убийство. Темноволосая девушка в светлой косынке, в белых носочках поверх чулок, в домашних тапочках. Она здесь уже 4 года, осталось еще 3. Сосед, пьяница, рассказывает она, залез в квартиру бабушки, украл ценные вещи. Она решила его "наказать", взяла топор, пошла, ударила... Мама Лены сидит в тюрьме. А сама она, когда освободится, хотела бы работать парикмахером.
Можно помогать больным, детям-сиротам, инвалидам, молодым талантам. Почему же Людмила Путина выбрала девушек, которые оступились в самом начале своей жизни? Для меня тут нет особого вопроса. В традициях русской интеллигенции всегда было сострадание и "милость к падшим". Привлечь внимание к судьбе девушек, у которых жизнь еще может наладиться, если им помочь вовремя, поддержать - благородная цель. А еще - что делать, чтобы меньше было таких разломов судеб...
17-летняя Настя, которую через несколько месяцев должны освободить, не очень удивлена приездом жены президента: "Путиной интересно, видимо, узнать, как дети здесь живут. Она прежде всего - мать. У нее есть дочери".
Людмила Путина побывала в общеобразовательной школе-колонии, поговорила с девочками, которые осваивают компьютер. Кстати, Министерство юстиции подарило колонии два новых компьютера и десять современных швейных машинок. А в молитвенной комнате, куда Людмила Александровна зашла, предварительно покрыв голову платком, она перекрестилась на икону Иверской Божьей Матери. Там она спросила у начальника колонии, есть ли такие комнаты для верующих других религий, для мусульман, например. Полковник Ананьев пояснил, что мусульманок у них около тридцати, но таких просьб от них "пока не было". В библиотеке Людмила Путина спрашивала, что читают девушки, все ли любят читать, порадовалась, что, кроме основной библиотеки с читальным залом, есть еще библиотечки в каждом отряде. Теперь книг здесь прибавилось почти на полторы тысячи. Это тоже подарок Минюста и частично Центра развития русского языка, инициативу создания которого поддержала супруга нашего президента.
Очень внимательно Людмила Путина осмотрела спальни воспитанниц, причем упрекнула руководство за то, что в соответствие с инструкцией девочкам в весенний сезон оставили только по одному одеялу. Холода-то не кончились, погода инструкциям не подчиняется. А в комнате отдыха возмутилась сыростью: "Нельзя содержать детей в таких условиях!".
Справедливости ради надо сказать, эта колония - одна из лучших в стране. И девушкам там живется "при всем при том" не так уж плохо, если учитывать, что многие из них, как рассказали сотрудники, в прошлой своей жизни никогда даже на чистых простынях не спали...
Около четырех часов провела в колонии почетная гостья. В заключение воспитанницы устроили для нее - больше, наверное, для себя - небольшой концерт с показом нарядных платьев, пошитых своими руками. Каждое платье - цветок. Красивые девушки, с подкрашенными глазами, губами, румянцем, в открытых туалетах - прямо модное дефиле. Позже один из работников колонии сказал мне, что почти все эти "фиалки" и "хризантемы" осуждены за преступления, связанные с наркотиками.