АЛЕКСАНДР ХЛОПОНИН: ИНВЕСТОРЫ ПРИДУТ К НАМ САМИ

Приход в политику крупных бизнесменов - явление для России новое, но уже довольно распространенное. Самый свежий пример - избрание губернатором Таймырского автономного округа Александра ХЛОПОНИНА, до последнего времени возглавлявшего РАО "Норильский никель".

Меньше чем через месяц после вступления в новую должность Александр Хлопонин приехал с коротким визитом в Лондон. Наш корреспондент воспользовался этой возможностью, чтобы расспросить его о том, какие задачи он перед собой ставит и как собирается их решать.
- Какие срочные дела привели вас в Лондон?
- Я приехал сюда встречаться с бизнесменами и политиками и ... слушать. Лондон - очень важная точка на европейской политической карте. К тому же это - один из мировых финансовых центров.
- И что же вы здесь такого интересного услышали?
- Я еще раз убедился в том, что бизнес в Британии очень консервативен. Здесь никто не заинтересован в том, чтобы Россия стала крупным игроком в мировом бизнесе. Они готовы допустить, чтобы наши заводы поставляли им сырье, какие-то комплектующие детали, но совсем не заинтересованы в развитии экономического потенциала России.
- Вам позарез нужны иностранные инвестиции?
- Вовсе нет. Средств для развития у нас и у самих хватает. Я категорический противник продажи акций иностранным партнерам. Но, конечно, если какая-то серьезная западная компания изъявит желание вкладывать средства в развитие нашего сырьевого комплекса, мы готовы будем рассмотреть эти предложения. А вообще нам незачем привлекать инвесторов. Они к нам сами придут. Придут потому, что запасы полезных ископаемых в других частях мира иссякают, а у нас они в изобилии.
- Сейчас Таймырский АО в значительной мере зависит от государственных дотаций. А можно сделать так, чтобы он сам себя содержал?
- Это, пожалуй, самая простая из стоящих передо мной проблем. Надеюсь решить ее в ближайшие год-два. Удвоения годового бюджета Таймырского автономного округа (сейчас он составляет 3,5 млрд. рублей) было бы вполне достаточно. В этом случае он перешел бы из категории дотационной в категорию донорскую.
- Но деньги - не грибы, сами не растут.
- Я собираюсь создать такие условия, при которых в округ придут российские инвесторы, которые начнут разработку богатейших месторождений нефти, золота, меди, технических алмазов.
- Разве на Таймыре есть разведанные алмазы?
- Не выдавая секретов, скажу, что, как теперь выясняется, богатейшее месторождение алмазов Якутии - лишь юго-восточный кончик того пласта, большая часть которого лежит в пределах Таймыра.
- Вы не сказали о платине, а ведь "Норильский никель" дает четверть мирового производства этого драгметалла. Собираетесь увеличить его добычу?
- Платина, конечно, металл дорогой, но рынок его все-таки ограничен. В основном он идет на ювелирные изделия. А вот палладий - это металл, без которого сегодня мировой индустрии не обойтись. Тут мы практически единоличные производители и можем диктовать условия.
- Крупные капиталовложения в экономику округа позволят вам решить основные социальные проблемы?
- Для решения социальных проблем нужны не только деньги, но и рациональные идеи. Взять хотя бы вопрос о доходах населения. У нас есть специалисты, получающие по 50 тысяч рублей в месяц, в то время как пенсионеры не дотягивают и до 2000. При этом потребительская корзина на Таймыре по понятным причинам стоит около 2,5 тысячи рублей. С моей точки зрения, в данном случае доходы нужно перераспределить таким образом, чтобы повысить социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.
- В прессе появились утверждения, будто вы собираетесь "закрыть" Таймыр для чужаков. О чем конкретно идет речь?
- Об очень острой демографической и социальной проблеме. В последнее время к нам на Крайний Север со всех концов страны стали стекаться пожилые люди пенсионного возраста. Приезжают, регистрируются и сразу начинают получать пенсию и все соответствующие льготы и надбавки. Деньги это не ахти какие, но все же лучше, чем во многих других регионах Большой земли.
С другой стороны, наша трудоспособная молодежь уезжает с Таймыра, поскольку из-за недостатка инвестиций в развитие горнодобычи ей не хватает работы. Получается заколдованный круг: население "стареет", а работать некому.
- И как же вы намерены исправлять подобный перекос?
- Введение запретов - пограничный контроль, паспортный режим, прописка - неконституционно и непродуктивно. Надо найти экономические рычаги, которые бы исправили эту диспропорцию. Поэтому мы выступаем за принятие двух законов. Первый - обязывающий всех жителей округа в полном размере оплачивать стоимость жилья и коммунальных услуг. Второй - позволяющий дотировать эти расходы тем, кто живет в округе более 5 лет.
- Что, по-вашему, больше всего мешает развитию российской экономики?
- Нехватка квалифицированных менеджеров. Наша проблема в том, что у нас много директоров и мало менеджеров. Директор обеспечивает авторитарное управление производственным процессом. Менеджер подчиняет производство правильной корпоративной стратегии. Иными словами, заботится о развитии компании, росте ее прибылей.
- А уход менеджеров в политику - это позитивная тенденция?
- Это неизбежный процесс. В ближайшие три года, по моему мнению, он будет идти достаточно активно. Причина в том, что менеджеры знают, как стимулировать производство, создавать эффективную экономику и улучшать жизнь населения. Другое дело, что профессиональные менеджеры - чаще всего слабые политики, поскольку не имеют опыта в этой области. Тут им должна помочь центральная власть.
- Вы чувствуете поддержку федерального центра?
- Скажем так: пока я не чувствую противостояния. Федеральный центр не вставляет мне палки в колеса, не делает чего-то такого, что мне непонятно. Более того, когда мне нужны совет, консультация, - я их получаю.