ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОДЕЖДЫ МОЖЕТ СТАТЬ МЕНЬШЕ

В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Одна из предлагаемых поправок направлена на дополнительное налогообложение услуг российских предприятий по обработке так называемого давальческого сырья, которое поступает от иностранных заказчиков. Обычно экспорт не облагается налогом на добавленную стоимость. Но заказы иностранных поставщиков, которые ввозят сырье для переработки в России, а затем вывозят готовую продукцию, теперь предлагается обложить этим налогом.

Во время обсуждения на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам авторы поправки отстаивали необходимость ее одобрения. При этом, в частности, указывали на то, что распространение таких схем, как давальческие (или толлинговые), приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и случаям фиктивного применения соответствующей налоговой льготы. Присутствующие на заседании комитета представители правительства Российской Федерации не были готовы сформулировать официальную позицию по данному вопросу и просили отложить рассмотрение поправки.
Тревогу забили российские производители. В частности, против поправки активно выступают представители текстильной и легкой промышленности. О том, какие проблемы может создать такое нововведение не только для этой отрасли промышленности, но и для экономики страны в целом, корреспонденту "Труда" рассказывает председатель Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Татьяна СОСНИНА.
- Почему именно ваш профсоюз одним из первых выступил против введения поправки?
- Ситуация в текстильной и легкой промышленности в минувшее десятилетие складывалась неблагоприятно. И наши предприятия были вынуждены перейти на толлинговые операции, которые мы называем схемой давальческой переработки сырья. Нам поставляют материал, а мы изготавливаем из него обувь и одежду. Готовый товар отправляется за границу - возвращается хозяину сырья. В результате за три последних года у нас появился некоторый рост. Но если теперь эти заказы будут облагаться налогом, то для иностранных компаний затраты на переработку давальческого сырья российскими предприятиями увеличатся. Следовательно, снизится привлекательность работы с нашими предприятиями, а значит, существенно сократится объем заказов на переработку.
А ведь предприятия отрасли с самого начала экономических реформ были лишены оборотных средств. К тому же от государства "в наследство" приватизированные предприятия получили объекты социальной сферы. Их надо на что-то содержать... В этих условиях рентабельность производств нашей отрасли оказалась в четыре раза ниже средней по промышленности.
Более 70 процентов швейных, обувных предприятий России были вынуждены пойти на работу по давальческой схеме, чтобы сохранить производство, рабочие места, удержать профессионалов, выплачивать зарплату. Ведь не секрет, что государство отказалось поддерживать текстильную и легкую промышленность. Мы как профсоюз через федеральный бюджет выбиваем крохи. Достаточно сказать, что в бюджете прошлого года было заложено 25 млн. рублей на компенсации части учетной ставки при получении кредитов на закупку сырья в коммерческих банках. К примеру, в коммерческом банке кредит выдают под 25 процентов годовых, а благодаря федеральной поддержке этот процент уменьшается вдвое. В целом деньги для отрасли мизерные. Но нам и такая поддержка важна. Правда, замечу, что в прошлом году из запланированных 25 млн. рублей было выделено лишь 20. А для всех предприятий отрасли требуется около 2 млрд. рублей оборотных средств. В бюджете нынешнего года такая же ситуация: еле выбили при сопротивлении правительства, как и прежде, 25 млн. рублей. За это мы благодарны депутатам Госдумы, которые поддержали нашу отрасль и провели эту строку в бюджете. Но этого ничтожно мало.
- Какие последствия ожидают отрасль и экономику страны, если все же будет введен налог на добавленную стоимость при переработке давальческого сырья?
- Приведу такой пример. Мы подготовили расчет по Северо-Западному региону РФ. Здесь у нас сосредоточено наибольшее количество предприятий. Все они работают по давальческой схеме с иностранными фирмами. У всех разный объем заказов иностранных фирм. Он колеблется от 1,9 процента у ЗАО "Салют" до 100 процентов у ТОО "Мода", ЗАО "Невельское ПШО". А такое ведущее предприятие, как "Большевичка", имеет 63 процента от общего объема заказов, "Первомайская заря" - 25 процентов. Без этой схемы наши предприятия просто не могут существовать. И если всем им придется перейти на уплату НДС при закупке сырья и выпуске готовой продукции, то понадобится заплатить 313 млн. рублей налога. Значит, нужно изыскать такое количество оборотных средств. Где?
Конечно, скажет кто-то, пусть возьмут финансы в кредит. Но при этом все предприятия полностью утратят рентабельность. Она составит в среднем минус 15,2 процента. Мы потеряем 44,5 млн. рублей. Но ведь это же и потери бюджета по налогу на прибыль. Причем как федеральной казны, так и местной. Начнется массовая безработица. Только по 23 предприятиям Северо-Западного региона потери составят пять тысяч рабочих мест. А если взять все наши швейные, кожевенные, трикотажные, текстильные и обувные предприятия, то потерять работу могут около 100 тысяч человек. Сейчас у нас занято 645 тысяч, и мы можем потерять каждое шестое-седьмое. Причем пострадают в основном женщины, а они, как показывает статистика, на рынке труда востребованы меньше, чем мужчины. За воротами предприятий окажутся высококвалифицированные специалисты. До сих пор не было ни одной рекламации от иностранных заказчиков относительно качества выполненных заказов.
Приведу еще один пример: 82 процента обувной продукции иностранных фирм Госторгинспекция в Волгоградской области забраковала. Получается, что мы покупаем брак и при этом грозимся погубить свои собственные предприятия, не даем им нормально развиваться. К тому же можно поставить на грань нищеты наших работников... Так не проще ли отрегулировать взаимоотношения с бюджетом предприятий и не принимать эту поправку? Законодатели должны прекрасно понимать, что, одобрив обсуждаемую поправку, они, с одной стороны, заставят иностранных производителей, размещающих у нас свои заказы, отказаться от сотрудничества с российскими предприятиями, с другой стороны, мы лишимся и рынка сбыта, и партнерства. И при этом Россия готовится к вступлению в ВТО... Ведь мы должны привлекать иностранных инвесторов. Но вместо этого может быть перекрыт кислород отечественным производителям и поставлен заслон на пути иностранных предпринимателей. Вряд ли к нам потекут инвестиции, если мы не захотим принимать заказы...
Вместо того чтобы поддержать отечественных производителей, нас делают неконкурентоспособными. При этом рынок завален контрабандными и бракованными товарами. Так о какой же социальной политике в государстве может идти речь, когда мы своих же соотечественников, работающих на предприятиях, ставим в гораздо худшие условия, чем прежде...
- Повлияет ли введение налога на программы по техническому перевооружению предприятий отрасли?
- Благодаря давальческим операциям мы получили доступ к новым технологиям. Сейчас в Москве на Федеральной оптовой ярмарке товаров текстильной и легкой промышленности участвуют 2000 предприятий. Нынешняя продукция несопоставима с той, что была на прошлогодней ярмарке: качество на порядок выше. Мы сделали колоссальный шаг вперед. Перенимая новые технологии у иностранных партнеров, сотрудничая с их поставщиками сырья и фурнитуры, мы качественно совершенствуем свою продукцию. И она практически не отличается от импортной. Пока мы выигрываем за счет цены на внутреннем рынке, поддерживаем конкурентоспособность. Но если нам введут НДС на услуги по переработке давальческого сырья, то такая норма затормозит реализацию программ технического перевооружения. Помимо прочего на планы влияет и девальвация рубля, и финансовые кризисы, и повышение платы за электроэнергию. Стабильности нет. Получается, что у нас нет средств на совершенствование производства. А это ведет к потере места на рынке сбыта.
Причем этот вопрос касается не только нашей отрасли, но и металлургов, которые осуществляют толлинговые операции. Думаю, что они тоже заинтересованы в сохранении рабочих мест.
- Как обстоит дело с толлинговыми операциями в других странах?
- Подобные операции по переработке давальческого сырья, беспошлинно ввозимого в страну переработки, являются общепризнанной практикой. В разных странах к таким операциям применяются различные экономические меры, предусмотренные национальным законодательством, но общим признаком является то, что работы (услуги), выполняемые переработчиком, не облагаются НДС. Более того, многие страны устанавливают дополнительные налоговые льготы для привлечения заказчиков-переработчиков. Переработка давальческого сырья также освобождается от обложения НДС как в странах ЕС, так и не входящих туда, но имеющих налоговое законодательство, соответствующее современным нормам.
Одним из правил Международного соглашения по торговле Всемирной торговой организации, участником которой наша страна стремится стать, является так называемый принцип назначения: "Все, что ввозится в страну для потребления, облагается налогом. Все, что вывозится из страны, не облагается, так как это будет сделано в стране, куда товар или услуга ввезены".
Таким образом, действующее российское законодательство однозначно соответствует этим общепринятым нормам. Изменение же существующего порядка обложения налогом операций по переработке ввезенного давальческого сырья приведет к несоответствию между нормами, действующими в РФ и других странах. Поэтому не исключается возможность того, что при доработке законодательства в рамках вступления в ВТО предлагаемые изменения придется отменять...
Иностранные фирмы беспокоятся по поводу того, что заказы идут нынче в Россию. У нас при наличии дешевой рабочей силы есть и высокое качество. И мы заинтересованы в сотрудничестве. Другое дело, что мы можем уже вести с заказчиками переговоры о повышении заработной платы нашим сотрудникам и стоимости товара. Я участвовала в международном семинаре по работе с транснациональными корпорациями. И мы планируем так координировать работу профсоюзов разных стран, чтобы предъявлять одинаковые требования к транснациональным корпорациям. В том числе заключать с ними соглашения через Международную федерацию профсоюзов. Мы идем по этому пути, видя возможное сотрудничество и в рамках ВТО. А нас обсуждаемая ныне поправка может отбросить назад на несколько лет...
- Можно ли предположить, что введение поправки лоббируют те, кто так или иначе заинтересован в том, чтобы заказы западных фирм получала не Россия, а, например, страны Юго-Восточной Азии?
- Не думаю. Скорее, депутаты, настаивающие на введении поправки, не проработали свое предложение экономически. Они просто не осознали, что могут нанести огромный ущерб развитию отечественного бизнеса. Надо стремиться сделать наше государство самодостаточным, а не душить собственное производство.