"У меня с собой всегда есть саквояж, в котором я храню ноты, необходимые для концертов. Даже когда лечу в самолете, он лежит у меня на коленях. Я никогда не расстаюсь с моей музыкой..." Эти слова Марлен Дитрих прозвучали на днях в зале "Россия" как эпиграф к программе, которую представил здесь государственный академический Вивальди-оркестр. Название программы - "Марлен - несостоявшиеся встречи".
Идея "музыкального приношения" великой актрисе и певице давно привлекала руководительницу Вивальди-оркестра, известную скрипачку Светлану Безродную. Ей захотелось погрузить публику в репертуар тех лет, когда на экранах и эстрадах планеты блистал "Голубой ангел". Тут и мелодии Дунаевского, Цфасмана, Строка - людей, с которыми немецко-американская звезда, возможно, никогда не виделась, но которые, как и она, внесли вклад в создание музыкальной атмосферы ХХ века. Да и не только ХХ - например, фортепианная пьеса "Печальная любовь", специально написанная для концерта и исполненная на нем Александрой Пахмутовой, явно продолжает традиции танцевальной лирики дитриховской поры.
Лирическая интонация, безусловно, главенствовала во всей программе. Ее создали не только 19 участниц оркестра, но и солисты, среди которых - прославленный актер, исполнитель песен и романсов Владимир Зельдин. Эту интонацию оттенили ностальгические танго и фокстроты, стильно исполненные государственным ансамблем танца "Русские сезоны" и дуэтом Ирины Мачавариани и Евгения Малышко. На светло-меланхолический лад настраивал и живописный фон: позади исполнителей сменяли друг друга слайды с чудесными видами осенних парков, улочек старинных европейских городов, морских закатов и восходов. И, конечно, возникал облик самой Марлен - молодой и уже утомленной годами, играющей одну из своих блистательных ролей и устало присевшей после очередного выступления на кушетку...
Если подойти к программе с позиции строгого критика, то надо сказать, что собственно дитриховская тема в ней как бы растворилась в общем мило-ностальгическом контексте. Впрямую к Марлен имели отношение только две-три вещи из репертуара артистки, обработки которых нам сыграли в конце концерта. Стоило, почти не меняя программы, заменить их на что-то иное - и вечер можно было бы посвятить кому угодно. Возможно, это ощущение случайности - следствие того, что у программы нет режиссера, без которого почему-то решила обойтись Безродная.
А с другой стороны - если кому-то просто захотелось отдохнуть под приятную музыку, то такому зрителю детище Светланы Безродной должно было прийтись в самый раз.