КИЛЛЕРОВ НАНЯЛ ЛАЗАРЕНКО?

Киевский апелляционный суд приступил к слушанию уголовного дела банды Кушнира, на счету которой, по данным расследования, - нашумевшие убийства: народного депутата Евгения Щербаня, главы биржевого комитета Украинской межбанковской валютной биржи Вадима Гетьмана, президента футбольного клуба "Шахтер" Ахатя Брагина и еще 24 крупных предпринимателей, в том числе и российских. По мнению следователей Генеральной прокуратуры, заказчиком первых двух преступлений был экс-премьер Павел Лазаренко.

Те дни черной отметиной вошли в историю Донецка. Президент крупнейшей корпорации "Атон" - влиятельное лицо в Либеральной партии, известный меценат, чьи фотографии не сходили с газетных полос, - был расстрелян в аэропорту 3 ноября 1996 года. Это случилось через год после не менее дерзкого убийства президента футбольного клуба "Шахтер" и фирмы "Люкс" Ахатя Брагина, которого вместе с пятью помощниками взорвали на стадионе.
...Евгений Щербань возвращался с женой из Москвы, где праздновал день рождения певца Кобзона в пятизвездочной гостинице. На летном поле его поджидал не только роскошный "шевроле", но и неприметные с виду белые "Жигули", примостившиеся у служебного входа. В "девятке" сидели киллеры. Один из них, в форме капитана милиции, остался за рулем. Два "стрелка" в форме пилотов двинулись к самолету и через минуту расстреляли в упор всех, кто стоял на трапе, включая служащих аэропорта. "Жигули" молниеносно покинули аэродром, а на следующий день обгоревший остов машины нашли в лесочке. Долгие годы правоохранительные органы не могли сказать о случившемся ничего толкового. По одной версии, убийство было следствием передела сфер влияния в Донбассе. По другой - имело четкий прибалтийский след. В Эстонии, где предприниматель Щербань открыл несколько фирм, были люди, заинтересованные в его устранении. Ведь, как писала в те дни газета "Сынумилехт", хваткий бизнесмен пытался запустить щупальца экономику республики.
Что же касается убийства первого председателя Нацбанка Украины В. Гетьмана, которого застрелили в лифте киевского дома, то оно долго не имело каких-либо конкретных версий. И вот в Киеве состоялась пресс-конференция, где первые лица милиции, прокуратуры и Совета безопасности Украины (СБУ) дружно заявили, что и Щербаня, и Гетьмана "заказал" Павел Лазаренко, а исполнила заказ банда, возглавляемая неким Евгением Кушниром. Эта хорошо оснащенная, до зубов вооруженная группировка хозяйничала на территории Украины с 1994 по 2000 год и не раз бросала вызов правоохранительным органам. Автоматы, пистолеты, приборы ночного видения, взрывчатка и боеприпасы, приобретенные лидерами банды в Чечне и на Балканах, фальшивые документы, милицейская и летная форма, камуфляж хранились на явочных квартирах в Киеве, Донецке и Луганске. Здесь планировались убийства, здесь с помощью париков и косметики меняли внешность, делили добычу и отсиживались после кровавой "работы"...
Банда располагала широкой сетью осведомителей и своими людьми в органах милиции (некоторые из них сейчас в розыске), поэтому она была в курсе всех операций, планируемых управлением борьбы с организованной преступностью, а сама оставалась неуловимой. Правда, в феврале 1997 года убоповцы обнаружили на одной из донецких квартир мощный склад огнестрельного оружия и взрывчатки. Отрабатывая причастных к этой квартире людей, вышли на человека, чей фоторобот давно украшал стенды райотделов милиции. Это был один из убийц Евгения Щербаня. Кроме него, в банду входило еще девять боевиков, а слежение за потенциальными жертвами, перевозку киллеров, снабжение оружием и документами, формой правоохранителей обеспечивали "подсобные рабочие". В банде царила строжайшая дисциплина, роль каждого члена группы была четко определена. Сам Кушнир, бывший житель Донецка, стал гражданином Израиля и жил периодически во Франции и Австрии, однако свой бизнес сосредоточил в Донецкой области. Развернуться в полную силу ему мешал авторитетный в то время предприниматель Ахать Брагин, которого после двух неудачных покушений с гранатометами Кушнир сумел "убрать" во время футбольного матча.
По словам заместителя генерального прокурора Украины Николая Обихода, с опасной группировкой удалось покончить лишь благодаря помощи российских коллег и Интерпола. Но перед судом предстанут далеко не все участники кровавой жатвы: Кушнир при задержании был ранен и умер в донецком следственном изоляторе еще во время следствия. Труп другого киллера, 29-летнего жителя Владикавказа по кличке "Зверь" (который лично расстрелял Щербаня и его жену на трапе самолета), нашли два года назад под Киевом. Из трех лидеров группировки уцелел только Вадим Болотских из Москвы по кличке "Москвич". Обстоятельства его задержания весьма туманны: по одной версии, его взяли российские спецслужбы и передали украинским коллегам, по другой - он добровольно сдался прокуратуре. На сколько времени растянется судебный процесс, трудно предположить. Материалы уголовного дела составляют 162 тома, по нему проходит 200 свидетелей и 72 потерпевших. Юристы не помнят второго столь масштабного дела за годы независимости Украины.
Но не масштабность этого дела и не количество жертв не знавшей пощады банды вызвали ажиотаж в украинской прессе, а официально объявленная причастность к ней Павла Лазаренко. Кстати, впервые имя скандального экс-премьера было связано прокуратурой с убийством Щербаня еще два года назад. Тогда генпрокурор Михаил Потебенько объявил о намерении внести в парламент представление о привлечении народного депутата к уголовной ответственности. Но только в конце прошлого года против Лазаренко было открыто уголовное дело, а официальный Киев направил американским властям просьбу о его экстрадиции.
Что же толкнуло сиятельного киевского чиновника "заказать" донецкого бизнесмена? Разумеется, финансовые интересы. Влиятельный в Донбассе бизнесмен мешал продвижению на топливно-энергетический рынок своего региона днепропетровской корпорации ЕЭСУ, интересы которой лоббировал тогдашний премьер-министр. Следствием доказаны личные встречи экс-премьера и близких ему людей с руководителями группировки, а также факты перевода денежных средств с подконтрольных Лазаренко счетов на личные счета киллеров. Только за устранение депутата Щербаня преступники получили два миллиона долларов. А за смерть украинского финансиста Вадима Гетьмана, с которым Лазаренко также не смог найти общего языка, заказчик перевел на счет главаря банды Кушнира 850 тысяч долларов.
Правда, сам обвиняемый прислал через своих адвокатов письмо генеральному прокурору Украины, где божится, что не имеет к вышеперечисленным убийствам ни малейшего отношения. Так это или не так, и предстоит решить суду.