НА ПОЛУТОРКЕ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ

"Музей завода "Москвич" для нас - как знамя. Пока он есть - значит, есть и завод", - говорит директор музея Виктор Воронов. Вывезти экспонаты на свалку и продать авангардное здание, напоминающее летающую тарелку, пытались еще в 2002 году. Тогда вмешалась общественность. Раритетные автомобили хоть и в изрядно истерзанном, разграбленном виде, но вернули на место. Теперь снова встал вопрос о судьбе музея.

Недавно на заводе прошли очередные массовые сокращения. Десятилетие назад на автогиганте работали 20 тысяч человек, теперь в штате остались лишь несколько сотен. О возобновлении производства нет речи. Внешние управляющие предприятия планируют по возможности отдавать долги завода, зарабатывая на аренде цехов и помещений. В том числе и музейных: в аренду уже сданы реставрационные мастерские музея.
Экскурсию для корреспондентов "Труда" проводит директор музея. Интересно, хотя и очень холодно - в точности как на улице. Отопления в здании давно нет. Батареи разморожены и, чтобы их заменить, необходимо разбирать стены, а денег на это не выделяется. Нет средств и на то, чтобы залатать дыры в крыше, пострадавшей от прошлогоднего урагана.
На музейном подиуме самый первый советский легковой автомобиль - знаменитые полуторки. Их, оказывается, тоже собирали на "Москвиче". По соседству плавающий танк Т-38 (единственный оставшийся во всем мире) и гоночные машины, которые завод готовил с мечтой об участии в "Формуле". А вот 410-й "Москвич", который подарил музею один из нынешних руководителей города. Осматриваем ряды экспонатов, собранных за 25 лет, что существует музей. Кстати, и у завода в этом году юбилей - 75 лет. Здесь вся история флагмана отечественного автопрома. Оказывается, на "Москвиче" делали не только банальные легковушки, грузовики и танки, но и джипы, и электромобили, а в 30-е затевали сборку "фордов"...
- Все машины, представленные в музее, были действующими: вставляй ключ и езжай. И "форды" КИМовской сборки начала 30-х годов, и двухдверный "КИМ-10", в котором сидел Сталин (он забраковал эту модель, после чего "КИМы" стали четырехдверными), и танк. Эта техника участвовала в различных парадах, пробегах, киносъемках...
Сейчас их уже не заведешь: двигатели разморозились и вышли из строя. А судебные приставы, когда арестовывали экспонаты, зачем-то прокалывали шины. Ремонтировать раритеты негде и некому: реставрационные мастерские сданы в аренду, реставраторы поувольнялись. Шутка ли, зарплату годами не платили.
- Администрация "Москвича" не собирается избавляться от музея, - заверил Максим Павлов, заместитель исполнительного директора по арендным отношениям. - В музее уже есть электричество, планируем отремонтировать крышу, водоснабжение, отопление. Правда, денег на это пока нет. Хорошо бы, помогли городские власти. Зато мы купили кассовый аппарат. Когда придет лето и станет тепло - будем продавать билеты и проводить экскурсии.
По словам Павлова, одну из машин фронтовых времен планируется отреставрировать уже к юбилею Победы, чтобы она приняла участие в праздничных мероприятиях. Но планы - планами, а вернуть в штат хотя бы нескольких специалистов - реставраторов техники завод пока не собирается. Нет, говорят в администрации, такой возможности.