В ПЕРЕВОДЕ С КИТАЙСКОГО

Побережье Финского залива (та его часть, что примыкает к городской черте) - лакомый кусок для строительных компаний. Немало возведено уже тут жилья "с видом на залив". В основном пока в северной и северо-восточной частях города, на Карельском перешейке.

Поначалу никого не удивило желание властей взяться за освоение и юго-западного побережья. Там, на границе Красносельского и Петродворцового районов, пустует почти 200 гектаров пригодной для застройки земли.
От центра города сюда каких-нибудь 30 минут на машине. Дальше восстановленная к 300-летию города Стрельна с красавцем Константиновским дворцом, Петергоф с его садами и фонтанами.
Осенью прошлого года все, что здесь успели соорудить частники, оказалось под угрозой сноса. Шанхайская индустриальная инвестиционная компания объявила в октябре о своей готовности построить на этой территории комплекс коммерческой и жилой недвижимости. Цена вопроса - 1,25 миллиарда долларов с освоением в течение пяти лет. Столько намерены вложить шанхайцы в реализацию проекта, который официальные власти Петербурга лирически называют "Балтийской жемчужиной", а пугливые горожане окрестили просто "Китайским кварталом". По проекту планируется возвести жилья общей площадью 1,5 млн. кв. метров, несколько школ, поликлиник, Центр искусства, спортивный комплекс с бассейном, магазины, бизнес-центры...
Поначалу все было тихо, но сейчас, весной, петербуржцы зашевелились - стали выступать против "Жемчужины". Вся местная пресса оказалась втянута в волнения об очередной "стройке века". Одна половина ее поддержала протестующих, другая - администрацию. И те и другие при этом объясняют, что этническим китайцам в новых домах будет продано не более 1 проц. квартир. Город же получит серьезные инвестиции, часть которых предполагается направить на решение социальных проблем.
Эти резоны не убедили протестующих, не верящих в единство слов и дел у властей. По их требованию были проведены общественные слушания. Затем состоялось несколько неплохо организованных митингов протеста, на которых было заявлено о необходимости проведения общегородского референдума.
В современной истории города референдум проводился только один раз - когда стоял вопрос о возвращении старого исторического названия. На это масштабное мероприятие требуется порядка миллиона долларов. Официальным же поводом к заявке на нынешний референдум послужила "нестыковка", которую обнаружили в документах протестующие, их инициативная группа. В постановлении городского правительства о проекте указана одна фирма-инвестор, за дело же готова взяться совсем другая. И хоть уверяют в городской администрации, что фирма на самом деле одна (просто кто-то, мол, "неправильно перевел с китайского"), - люди отказываются верить.
Дошло до того, что по городу пустили слух о происках китайского генштаба и грядущей "восточной экспансии". Развеивать слухи пришлось лично Валентине Матвиенко. Добрую половину своего мартовского телевизионного "часа губернатора" в прямом эфире она посвятила не насущным вопросам горожан, как обычно, а пресловутому "Китайскому кварталу".
- Благодаря этому проекту в наш город поступят рекордные за все годы суммы инвестиций, - объясняла Валентина Ивановна. - Никто прежде не предлагал ничего подобного. Для того чтобы убедить шанхайскую компанию (кстати, не частную, а государственную. - Л.Б.) начать это строительство, мне пришлось подключать политический ресурс на самом высоком уровне. И в данном случае это будет не просто бизнес. "Балтийская жемчужина" - государственное, я считаю, дело! Только рабочих мест с ее строительством откроется для петербуржцев 15 тысяч. Успех данного проекта для Петербурга будет означать повышение его инвестиционной привлекательности. Нет сомнений, что вслед за шанхайцами к нам потянутся другие мощные зарубежные партнеры - в бизнесе очень важен прецедент.
Возможно, столь горячая поддержка проекта уважаемым в северной столице губернатором снимет, наконец, напряжение. В конце концов не нами давно доказано, что города, куда приходят зарубежные инвестиции, богатеют и ускоренно благоустраиваются. И для пустующего в сорняках и мусоре юго-западного побережья Финского залива, возможно, открывается нынче именно такая обнадеживающая перспектива, которую нельзя упустить.