СУПЕРМАРКЕТ КАК ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА

Вы хоть раз в жизни вывозили из супермаркета две тележки, так как в одну ваши покупки не поместились? Вы покупали только то, что было крайне дешево, и тем не менее тратили втрое больше денег?Давайте разберемся, почему это происходит.

Не могли бы вы объяснить, почему у нас в магазинах такие разные цены.
Мой сын ездит в большой супермаркет за покупками и покупает некоторые товары на 30%, а то и на 40% дешевле, чем в магазинах у нас вокруг дома. Откуда такая разница в ценах на совершенно одинаковые продукты одной марки, с "хорошим" сроком годности, сделанные на одном и том же комбинате? Ведь нам говорят, что цены должны "саморегулироваться" и устанавливаться на "рыночном" уровне, а этого как бы не происходит. Может, тут есть какой-то секрет?
Валентина ИЛЬИНА
Тверь
ПОЧЕМУ ТАК ДЕШЕВО?
Помните, как раньше в магазинах надо было товары сначала "пробивать", а потом - забирать? В маленьких магазинчиках и сегодня нужно перечислить продавщице все, что вы желаете купить. Такие магазины работают на торговой наценке: покупая у мелкого оптовика сок, скажем, по 22 рубля за литр, магазин продает его по 32. На разницу арендуется помещение и выплачивается зарплата продавщицам.
Супермаркеты и гипермаркеты основаны на других принципах.
Такие магазины находятся за окраиной города. Там дешевле земля и можно позволить себе огромные торговые площади. Гипермаркеты строятся в расчете на покупателя, который приедет на машине и оставит там минимум 2-3 тысячи рублей за один раз. "Пешеходный" покупатель им не особо нужен, так как унести много он не сможет.
Такие магазины получают прибыль, в частности, за счет недешевой сдачи в субаренду площадей под кафе и специализированные магазинчики. Десятки "мелких бизнесов" кормятся от каждого большого гипермаркета, используя его клиентов как свою единственную потребительскую базу.
Такие магазины продают не то, за чем вы пришли, а то, что им надо продать. В супермаркеты никто не ходит со списком - многие рассчитывают вспомнить, что им нужно, когда они это увидят. Или купить то, "что приглянется". Таким образом, до половины товаров в корзине покупателя - вещи, о покупке которых он до прихода в магазин даже и не думал. Абсолютное большинство покупателей берет хотя бы один из товаров, выставленных в проходах с пометкой "специальная акция" или "распродажа".
Такие магазины получают неплохие "откаты" - мзду, заплаченную производителями и крупными оптовиками за то, чтобы разместить в магазинах свой товар. Известные торговые марки тратят огромные деньги на "позиционирование", то есть промо-акции и выкладку товаров в специальные рекламные горки. Менее известные только на то, чтобы их товар вообще продавался в гипермаркете. Мелкие производители за взятки вынуждены отдавать свои товары в такие магазины подчас по себестоимости - просто чтобы сбыть "залежавшиеся" продукты и вернуть хоть какие-то деньги.
В таких магазинах и правда низкие цены. Некоторые расхожие товары вроде стирального порошка или молока можно купить чуть ли не вдвое дешевле, чем в магазинчиках в центре города. Покупатель, понимая, что цена выгодная, не ограничивает себя, думая, что экономит. Здесь и кроется основной трюк - люди покупают дешевые товары в таких количествах, что оставляют в магазине втрое больше денег, чем оставили бы в обычном универсаме. Дешевизна становится возможной, конечно же, за счет огромных объемов продаж. Но для нас с вами такая экономия оказывается расточительной.
ЧТО УВИДЕЛИ, ТО И КУПИЛИ
В гипермаркетах подчас трудно сообразить, что сколько стоит. Ценников нет или они перепутаны - и чаще всего это вовсе не случайный, а преднамеренный беспорядок. Дойдя до кассы, многие обнаруживают, что набрали на гораздо большие суммы, чем планировали потратить. Некоторые магазины уже догадались устанавливать банкоматы и даже менять валюту прямо в торговых залах, чтобы покупатель не оставлял "лишние" покупки на кассе.
Предлагаю ли я перестать ходить в гипермаркеты? Конечно, нет - ведь цены там, и правда, ниже. Мой 81-летний дедушка проводит целые дни, на автобусе разъезжая по рынкам, чтобы купить продукты подешевле. Из беседы с ним я выяснила, что все, от яиц до молока, обходится ему в полтора раза дороже, чем мне. Однако нужно учиться противостоять гипнозу, с помощью которого хозяева гипермаркетов пытаются приобщить нас к "культу потребления".
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ ПОСЕТИТЕЛЮ ГИПЕРМАРКЕТА
1. Заранее составляйте список покупок. Не берите товаров, которых нет в списке, или заранее определите, сколько вещей помимо списка можете купить (например, три). Принесите с собой блокнот и ручку. Если вас привлекла вещь, которой в списке нет, запишите ее название и цену и внесите в список на следующий раз.
2. Не берите товары, выложенные в проходах под вывеской "специальная акция", не осмотрев полки с аналогичными товарами. Эти товары не самые дешевые, а просто те, за "выкладку" которых заплатил производитель. Осмотрев все товары этой группы (например, макароны), вы обнаружите, что ничего особенного ни в плане свойств, ни в плане цены "выкладочный" товар из себя не представляет.
3. Заранее определите сумму, которую вы потратите. Не берите с собой денег сверх этой суммы. Научитесь запоминать или записывать цены товаров, которые кладете в корзину. Выкладывая товары на кассовую ленту, одновременно считайте их стоимость в уме (или используя калькулятор в мобильном телефоне).
Сразу откладывайте в сторону вещи сверх "нормы", начиная с тех, которых изначально не было в списке покупок. Если вы не уверены, кладите не самые нужные вещи на "ленту" последними и заранее предупредите кассира о той сумме, которую готовы потратить.
4. Если в вашем списке всего несколько товаров, а предполагаемые затраты меньше 500 руб., при входе в магазин берите корзинку, а не тележку. В некоторых магазинах этот прием уже "просекли" и ручных корзинок вообще не выдают. Тогда не берите ничего: до пяти предметов легко можно унести в руках.
5. Никогда не отправляйтесь за покупками на голодный желудок. Лучше перекусите в кафе перед входом в торговый зал. Вы сэкономите гораздо больше, не сделав бессмысленных покупок. Голодный покупатель делает покупок едва ли не вдвое больше, чем сытый. И это, на удивление, относится не только к продовольственным товарам.
6. Старайтесь оставлять дома детей - под их влиянием вы совершите до половины всех непреднамеренных покупок. Многие родители не хотят ударить в грязь лицом перед ребенком и признаться ему в необходимости экономии.
7. Напоминайте себе: все эти вещи будут здесь и завтра. Распродажи, скидки и дешевизна в гипермаркетах - следствие капиталистического изобилия, а вовсе не грядущего дефицита. Товар, за которым 15 лет назад надо было два часа стоять в очереди, назывался просто: "сыр", отпускался по 1 кг в одни руки и стоил одинаково. Так вот, гипермаркеты появились потому, что эти времена прошли.
8. Приносите домой чек и просматривайте его, разбирая пакеты с покупками. Сверяйте то, что пробито в чеке, с тем, что лежит у вас в сумках, соотнося каждый предмет с его стоимостью. Сколько денег ушло на еду, а сколько - на другие товары? Сколько денег ушло на товары, которые вы изначально не намеревались покупать?
9. Старайтесь ходить в один и тот же магазин. В знакомом магазине у вас сложится привычный маршрут, и в поисках нужных товаров вы будете реже набредать на ненужные. Это помогает, хотя в некоторых гипермаркетах, борясь с привычками экономных покупателей, время от времени нарочно переставляют наиболее популярные продукты и меняют местами отделы.
10. Выработайте иммунитет к покупкам. Приезжайте в супермаркеты почаще, предпочтительно тогда, когда времени у вас мало (например, перед работой). Вам нужно привыкнуть находиться в помещении магазина и ничего не покупать. Заходите туда иногда без необходимости, с 50 рублями в кармане, купить один (любой) предмет или просто выпить чаю в кафе.