ЗА ПЯТЬ МИНУТ ДО ЧАСА "Х"

Корреспондент "Труда" встретился с одним из самых "закрытых" российских ученых, директором

Корреспондент "Труда" встретился с одним из самых "закрытых" российских ученых, директором Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ - ВНИИЭФ) академиком Радием ИЛЬКАЕВЫМ, чтобы установить связь между развитием ядерного оружия и реальностью глобальной катастрофы.
СИЛА БЕЗ ТОРМОЗОВ
- Радий Иванович, что за этим переводом стрелок - реальные угрозы или просто народ пугают?
- Мир не становится безопаснее, это очевидно всем. В глобальном мироустройстве что-то идет не так. Это повод серьезно задуматься о будущем: укреплять экономику, обороноспособность и моральные устои общества. Без этого России будет нелегко выжить.
- Сейчас самый взрывоопасный регион - Ирак и Иран. Многие считают, что американцы могут применить ядерное оружие, если им не удастся переломить ход событий в свою пользу.
- Если в мире есть единственная и бесконтрольная сила, для которой не существует тормозов, любой вариант возможен. Хотя политика Ирана пока не очень сильно затрагивает национальные интересы США. Ядерного оружия у него сейчас нет, и, мне кажется, американская элита не готова идти на крайние меры. Но если они почувствуют угрозу для себя и своих союзников, то такой возможности отрицать нельзя.
- Эксперты ЕС пришли к выводу, что ядерная бомба появится у Ирана через 2 - 3 года. А имеет ли эта страна вообще право на ее создание?
- С юридической точки зрения каждая страна имеет право на создание того оружия, которое она считает необходимым для своей обороны. Но при этом соседи и другие государства не должны себя чувствовать заложниками такого оружия.
- А Россия? Как другие страны должны реагировать, если в этом регионе будет применено ядерное оружие?
- У нас была вполне нормальная, взвешенная реакция на войну в Ираке. И тогда, и сейчас нам не остается ничего другого, как всемерно укреплять собственную обороноспособность. Если же что-то произойдет, я уверен, что, кроме прочего, будут заметно увеличены оборонный бюджет и финансирование научных исследований в ядерной области. Это логическое следствие. Вспомним, что отечественное ядерное оружие уже сыграло выдающуюся роль в истории и нашей страны, и всего мира. После 1945 года мы не знаем большой войны. Это благодаря тому, что у нас появился ядерный щит.
Вторая колоссальная роль ядерного оружия в том, что в период реформ, когда ослабла экономика, а силы общего назначения были не в состоянии защитить страну, именно ядерное оружие спасло Россию от развала и разграбления. Для меня это совершенно очевидно. Как показывает анализ, и в обозримой перспективе у нас не предвидится других способов эффективной защиты страны.
- Но как защита может быть эффективной, если остается мораторий на ядерные испытания?
- В свое время мораторий был установлен, чтобы остановить гонку вооружений. Шаг вполне разумный. Ведь если не запрещать испытания, то появится все больше стран, обладающих ядерным оружием. Кроме того, само оружие совершенствуется, появились бы соседи не просто с "бомбой", но с очень хорошей "бомбой". В свое время мы проанализировали наши разработки и пришли к выводу, что они сделаны на высочайшем уровне. Поэтому было решено обходиться без проведения полигонных испытаний, ограничиваясь математическим моделированием и эксперимен-тами на физических установках.
- Но, например, Северная Корея не соблюдает мораторий. Получается, Россия оказывается в проигрышном положении?
- Это, безусловно, скверно. Однако сейчас такие страны испытывают абсолютно примитивные устройства, которые не угрожают безопасности нашей страны.
ИГРЫ БРЕДОВЫХ ГОЛОВ
- Недавно американские политологи Либер и Пресс опубликовали исследование, где заявляют, что 80 процентов наших баллистических ракет исчерпали ресурс, поэтому США могут безнаказанно нанести по России упреждающий удар. Возможен ли сейчас подобный сценарий? И что будет к 2013 году, когда количество российских ядерных зарядов сократится с нынешних 3373 до 1700 - 2200 единиц?
- Я знаком с этой публикацией. Действительно, сейчас снимают с вооружения старые ракеты, уменьшается число боезарядов. Поэтому в некоторых бредовых головах на Западе возникает идея нанести удар первыми - якобы тогда оставшиеся боезаряды, которые нам удастся выпустить в ответ, будут перехвачены их противоракетной обороной...
Все эти оценки приблизительные, весьма условные. Кроме стационарных установок, у нас есть еще и подвижные, которые очень трудно найти. Давайте вспомним недавнее прошлое. У американцев была отличная спутниковая разведка, но ведь она проморгала ядерные испытания в Индии и Пакистане. И это когда испытываемые заряды размещались в стационарных условиях, в шахтах! Поэтому рассчитывать так просто обнаружить передвижные установки - это наивно. Наше оружие многофункционально. Многие тактические ракеты выполняют стратегические задачи. Это оружие всегда можно нарастить, что создает дополнительные угрозы потенциальному противнику.
- Но вот предположим, чисто гипотетически, что на нас напали. Имеет ли Россия право нанести ядерный удар?
- Я считаю, что да. Представьте: начался масштабный конфликт, на страну напали, а силы общего назначения не в состоянии дать отпор. Что остается делать? Применить ядерное оружие.
- Сейчас проходят испытания межконтинентальной баллистической ракеты "Булава", боевое оснащение которой должно стать основой и для РВСН, и для ВМФ. Как вы относитесь к такой унификации?
- Это совершенно конкретный вопрос, который должны совместно решать Министерство обороны и Росатом. Что выгоднее, что целесообразнее, то и будет применяться.
- Несколько стартов "Булавы" оказались неудачными. Появилась даже гипотеза, что причиной аварий стало воздействие радиолокационной станции в шведской Кируне.
- Я в это не верю. Наши ракеты имеют вполне достаточную защиту, чтобы подобное воздействие не влияло на их боевые качества.
А-БОМБА ВСЕРЬЕЗ И НАДОЛГО
- Когда появятся средства защиты, которые сделают невозможным использование классической ядерной бомбы?
- Пока нет никаких разработок, которые позволили бы это утверждать. Ядерное и термоядерное оружие остается самым мощным и эффективным оружием сдерживания. Если где-то такие работы начнут, то я уверен, что наши ученые найдут способы повысить эффективность существующего арсенала.
- А возможно появление гравитационного оружия?
- Пока это за гранью серьезного научного рассмотрения. США сейчас разрабатывают новую модель термоядерного оружия. Работа планируется на ближайшие 20 лет, чтобы после 2030 года поставить его на вооружение. Это о чем-то говорит? Я уверен, что для Штатов не существует другого фактора, кроме ядерного.
- Не слишком ли мы уверовали в ядерный щит? Советский Союз проглядел другие вызовы - идеологические, экономические. Результат известен.
- Да, СССР много чего просмотрел. Например, не развивал элементы рыночной экономики. Были излишества в оборонке. Совершенно не требовалось копировать любую разработку США. Надо было отказаться от гонки вооружений. Какая разница, уничтожаешь ты противника двадцать раз или два? Неадекватно мы реагировали и на СОИ. Было видно, что на 99 процентов это блеф. Поставили бы на всякий случай три дополнительные ракеты - и достаточно. Сейчас не нужно повторять ошибки Союза.
СТРЕЛКИ ПЕРЕВОДИТЬ РАНО
- Давайте поговорим о мирном атоме. Сейчас в мире стали усиленно заниматься термоядерной энергетикой...
- В первую очередь такой энергетикой занимается Россия. Недавно премию "Глобальная энергия" за развитие термоядерного синтеза получил Евгений Велихов. Вообще говоря, идея токамаков - это российская идея. Прогнозы, когда появится первая работающая установка, делать рано. Ведь, кроме собственно науки, нужно решить экологические и экономические проблемы. Это дело не ближайшего времени.
России нужно усиленно развивать ядерную энергетику. Она может стать локомотивом промышленности. Тут еще и экологическая выгода. В соответствии с требованиями Киотского протокола использование атома - самый разумный способ развития энергетики. Да, есть такой минус, как продукты деятельности атомных станций. Один из них - оружейный плутоний. Надо научиться его сжигать в быстрых реакторах, и тогда мы получим замкнутый цикл. Эти вопросы решаемы.
Ядерная энергетика неизбежно будет развиваться. Природные ископаемые распределены в мире неравномерно, но обделенные ими страны тоже имеют право на развитие - значит, и на развитие ядерной энергетики. Россия в этом смысле совершенно уникальная страна. У нас есть и углеводородное топливо, и самые современные ядерные технологии. С точки зрения энергетики второй такой страны в мире нет. Значит, при правильном подходе нас ждет великое будущее.
- ВНИИЭФ занимает особое положение в ядерной отрасли. Каковы его перспективы?
- Институт будет развиваться по трем направлениям. Во-первых, оборонное - поддержание надежности нашего ядерного потенциала и его модернизация. Сделать это в условиях запрета на испытания можно, лишь сохраняя высокий научный уровень. Поэтому второе направление - развитие базовых научных школ, лежащих в основе нашей деятельности. Без науки никакое ядерное оружие ни содержать, ни тем более модернизировать невозможно. И третье - развитие современных гражданских технологий, в первую очередь информационных, где у нашего института также есть большие достижения.
Естественно, вся работа должна быть надежно обеспечена на социальном уровне: и значительным повышением зарплаты по сравнению с ее нынешними размерами, и строительством по-настоящему доступного жилья, и расширением не только научных и деловых, но и культурных, образовательных, религиозных связей со страной и миром. Иначе сложно рассчитывать на то, что заниматься жизненно важными для страны делами придут самые талантливые и перспективные молодые люди. Повторю: нас ждет великое будущее, но при правильном подходе.
- А как же "ядерные часы", отсчитывающие последние минуты мира?
- Тут нет жесткой заданности. Все зависит от людей. Как физик я знаю, что время - величина не постоянная. Повернуть вспять мы его не можем, но изменить его течение в человеческих силах.
ДОСЬЕ "ТРУДА"
Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ - ВНИИЭФ) - крупнейший в стране научно-исследовательский центр. Основан в 1946 году. Институт занимается созданием ядерного и термоядерного оружия. В нем работает более 20 тыс. человек, 12 тыс. из которых - ученые и специалисты. В их числе 3 академика РАН, 1 член-корреспондент РАН, 109 докторов и 504 кандидата наук. Директор - действительный член РАН, трижды лауреат Государственной премии в области науки и техники Радий Иванович Илькаев.
СТРАНИЧКА ИСТОРИИ
1949 г.- в институте создана первая советская атомная бомба РДС-1.
1953 г. - первая термоядерная авиабомба. Советский Союз догнал и обогнал Америку в развитии оборонных технологий.
1961 г. - на Новоземельском полигоне испытана водородная бомба мощностью 50 мегатонн. Знаменитая "Кузькина мать", которую Хрущев грозился показать миру.
1962 г. - термоядерная боевая часть для первой межконтинентальной баллистической ракеты.
1966 - 1980 гг. - боеприпасы для ПРО и ПВО, стойкие к поражающим факторам ядерного взрыва.
1970 г. - первые разделяющиеся головные части межконтинентальных ракет.
1989 г. - самая мощная в Европе 12-канальная лазерная установка "Искра-5".
1982 - 1995 гг. - трехмерная расчетная модель ядерных взрывов. Теперь при разработке зарядов можно обойтись без проведения самих взрывов.
1994 г. - первый в мире многоканальный лазер с ядерной накачкой (ЛЯН) непрерывного действия.
1998 - 2000 гг. - генератор сверхсильных магнитных полей рекордного уровня.
Чем сейчас занимается ВНИИЭФ, известно лишь в общих чертах. Подробности разработок составляют один из самых охраняемых государственных секретов.