Ну и шуточки у вас!

В преддверии Дня смеха растет спрос на профессиональные розыгрыши

Представьте себе: просыпаетесь поутру, а вместо мужа или жены рядом лежит абсолютно незнакомый человек. Неизвестный субъект отзывается на родное имя и утверждает, что он (она) и есть ваш благоверный. Тут к вам в гости приходят друзья и заявляют, что с этим самозванцем вы давно счастливо женаты, просто вы переутомились со всеми отсюда вытекающими...

«Сценарий с ложной женой был испробован на полицейском. Тот продержался целых полтора часа, пока не понял, что его разыгрывают, — рассказывает заместитель директора одного из московских эвент-агентств Анна Украинская. — А бывает, что клиенты шутки не понимают. Обычно это мужчины, им почему-то бывает труднее посмеяться над собой и над ситуацией».

Или такой сюжет: собрались вы в ресторан, подъехали ко входу, а там на красной дорожке толкутся папарацци с телекамерами — вас перепутали со знаменитостью! Бывает и горячее: выходите утром во двор, а ваше авто за ночь расписали под хохлому!

Все это сцены заказных розыгрышей. За каждым забавным, а иногда абсурдным сюжетом — дни, а порой недели кропотливой работы специально нанятых сотрудников.

Как в кино!

Возможность подшутить над близким, другом или коллегой с помощью профессионалов появилась сравнительно недавно.

Считается, что на Западе мода на такие услуги возникла после выхода на экраны в 1997 году фильма Дэвида Финчера «Игра». Герой картины в исполнении Майкла Дугласа становится участником череды необъяснимых событий, подстроенных для него специальным агентством по заказу родного брата. Сам того не подозревая, режиссер подал предприимчивым дельцам прибыльную идею. Россия новую моду подхватила около пяти лет назад.

Спою серенаду. Недорого

Сегодня в одной только Москве сыграть над ближним шутку вам помогут несколько десятков фирм. Для большинства из них шутки — лишь одна из статей дохода наряду с проведением свадеб, корпоративов и вечеринок.

Исключительно на розыгрышах в столице специализируется пока всего одна контора. Оно и неудивительно: хороший, по-настоящему остроумный розыгрыш — дело трудоемкое, затратное и по времени, и по ресурсам, больше нескольких сценариев в месяц реализовать не получается. Так что одними шутками себя и персонал не прокормишь, несмотря на то что для клиента розыгрыш — удовольствие не из дешевых. Тщательно подготовленный маленький спектакль с привлечением массовки, профессиональных актеров (а иногда певцов и танцовщиков) обойдется шутнику в десятки тысяч рублей. Впрочем, фирмы стараются идти навстречу клиентам.

«Иногда нам звонят и называют сумму, которой располагают, — говорит Анна Украинская. — А мы фантазируем в рамках бюджета. Можем нанять певца, чтобы он неожиданно появился под окнами и спел девушке серенаду. Это стоит в районе тысячи рублей».

Шутим только по-доброму

Случается, что с помощью розыгрышей клиенты сводят со знакомыми счеты. «Как-то к нам обратилась девушка и попросила подстроить ее другу самую настоящую драку, — говорит менеджер другого эвент-агентства Игорь Владимиров. — По ходу выяснилось, что тот человек просто чем-то ее обидел, и она решила отомстить. За заказ мы тогда не взялись. Бывает, люди придумывают злые шутки — с наездом налоговых служб или псевдо-арестом. Но мы с такими сценариями не работаем. В нашем агентстве шутят только по-доброму. От шутки должны остаться только хорошие воспоминания».

Мнение специалиста

Наталья Варская, психолог

— Люди, которые обстоятельно подходят к первоапрельским розыгрышам, — зачастую манипуляторы. Разыгрывать, даже в День смеха, можно не всех. С теми, у кого параноидальный склад характера, шутки плохи. Они по натуре подозрительные, обидчивые, шутку могут не принять.

В моей практике был случай, когда человек из-за розыгрыша испытал настоящий стресс, даже к специалистам пришлось обращаться. Он бизнесмен, ему позвонили в дверь и на вопрос «Кто там» ответили: «Налоговая!» Услышав это, мой клиент и его жена тут же бросились уничтожать хранившиеся в квартире важные, но «неудобные» документы. Когда выяснилось, что это всего лишь шутка друзей, бизнесмену было не до смеха. Так что осторожнее с розыгрышами — можно и врагов нажить. Еще неизвестно, как они захотят потом с вами пошутить.

Мышка убежала за зарплатой

Служба исследований компании HeadHunter выяснила, что 76% россиян любят подшучивать над коллегами по работе.

«Всем коллективом разыграли кладовщика. По очереди говорили, что в тот день, когда он был выходной, приходили из полиции и искали его по делу о грабеже. Первому, кто это сказал, он не поверил, но когда в разные промежутки времени ему об этом сообщил каждый из коллектива, поверил. А так как он очень честный и вины за собой не чувствовал, стал звонить в местное отделение полиции», — рассказывает историю из жизни участник опроса.

Чаще всего подшучивают над коллегами представители сфер «Безопасность», «Добыча сырья», «Страхование» и «Автомобильный бизнес». Меньше всего любителей посмеяться оказалось в сфере «Образование». По результатам опроса, портрет типичного шутника — мужчина в возрасте от 25 до 30 лет. Среди женщин также есть те, кто не прочь отвлечься от рабочего процесса на розыгрыш или анекдот, но их значительно меньше, чем мужчин (69% против 81%).

Не обижаются, шутя

«У нас на работе не до шуток», — сказали только четверть опрошенных. Остальные не прочь посмеяться и над коллегами, и над собой. Большинство опрошенных отметили, что на юмор коллег не обижаются — напротив, стараются пошутить в ответ и считают, что это помогает улучшить отношения в коллективе.

«Шутки, я уверена, повышают производительность. На днях вот мой коллега позвонил мне ранним утром в воскресенье и спросил, застрахована ли была моя собственная машина. Я так растерялась, что начала ругаться и паниковать, думала, что-то с ней случилось. На что коллега ответил: а говорила, посреди ночи разбуди — все расскажу про эти страховки!» — рассказывает «Труду» сотрудница компании «Росгосстрах» Екатерина.

Особой популярностью пользуются шутки личного характера. А по словам каждого десятого, их коллектив любит дурачиться с офисной техникой. Например, вместо бумаги вставлять в принтер откровенные фото.

Смех — лучшее оружие

Шутят работники не только чтобы разрядить обстановку в коллективе, но и в ответ на несправедливость со стороны начальства. «После месячной задержки зарплаты мы спрятали все мышки от компьютеров в офисе. Мышки ушли в другую компанию, где лучше кормят», — рассказывает один из участников опроса.

Встречаются и более коварные розыгрыши: так, кто-то из респондентов признался, что однажды положил женское белье в шкаф гендиректору.

Шутки с участием начальника оказались самыми популярными среди россиян. Чаще всего кого-то из сотрудников ложно вызывают к боссу или просят выполнить распоряжение руководства, о котором никто ничего не знает.

Особенно бдительными стоит быть 1 апреля. Вполне возможно, среди тех, кто готовит нестандартные розыгрыши, есть и ваши коллеги. «Маленького резинового жука положу в йогурт финдиректору. А коллеге в клавиатуру подложил семечки травы, незаметно поливаю понемногу, скоро должна взойти», — рассказывает один из участников опроса.