Загробный квартирный вопрос: Минстрой выступил с идеей многоразовых могил

«Любовь к отеческим гробам» все чаще уступает место практическим инициативам вроде создания башен для переработки тел усопших в удобрения. Притом не только в России

Министерство строительства и ЖКХ предложило радикальный способ решения проблемы заброшенных захоронений и нехватки земли под городские кладбища. Как сообщают «Известия», ведомство подготовило законопроект, предлагающий эксгумировать и отправлять на кремацию останки из покинутых захоронений, после чего погребать пепел уже в общей «могиле невостребованных прахов».

Выселение из могил

Брошенной, согласно новому законопроекту, брошенной будет считаться могила, «находящаяся в ненадлежащем состоянии», при условии, что власти не располагают информацией о самом усопшем и о лицах, ответственных за содержания могилы. «Места захоронения не могут быть признаны брошенными при наличии на них намогильных сооружений», – подчеркивается в тексте документа.

Определять, какие захоронения подлежат ликвидации, а какие нет, по мнению Минстроя, должна специальная комиссия. В ее состав предлагается включать представителей региональных властей, прокуратуры и санэпиднадзора. В случаях, когда захоронения находятся на территории вероисповедального кладбища, в комиссию, согласно законопроекту, будут входить представители соответствующей церкви. Если все члены комиссии согласятся с тем, что захоронение заброшено, вопрос о ликвидации могилы будет передан в суд.

Эксгумированные останки, которые окажется невозможно предать огню, должны быть перезахоронены, согласно тексту документа, а освободившееся место передадут для нового погребения.

В настоящее время, по данным Минстроя, брошенными захоронениями занято от 18 до 25 тысяч гектаров российской земли. Значительная часть этой площади, полагают чиновники, может и должна быть использована повторно: это позволитв значительной степени решить проблему нехватки кладбищенских мест, не расширяя при этом территории кладбищ.

Согласно действующему законодательству, эксгумация останков может производиться не раньше чем через 20 лет после погребения. А повторное использование могил на воинских и военных мемориальных кладбищах вовсе не допускается.

РПЦ против европейского опыта

Об инициативе Минстроя положительно отозвалось руководство российской столицы. «В Испании есть платные кладбища, – рассказал журналистам глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. - Родственники арендуют участок за 10 тысяч на 10 лет. Соответственно, организация все это время следит за состоянием захоронений, а по истечении срока оказания услуг договор продлевают. В случае, если у родственников нет возможности оплачивать уход за участком, останки эксгумируются и помещаются в контейнеры с именной табличкой».

По его словам, на бесплатных кладбищах уход за могилами возложен на родственников усопших. Если те обеспечить его не в состоянии – через 10 лет покойника эксгумируют и сжигают.

Недовольны же предложением оказались представители православной церкви. Так, член Патриаршей комиссии по вопросам семьи при РПЦ отец Максим отметил, что согласно христианской традиции, к телу умершего надлежит относиться с уважением. В пример священник привел, не наделенную бескрайними просторами, но тем не менее, уживающуюся со своими покойниками: «В Греции могилы находятся на земле веками, так как считается, что жизнь человека бесконечна. РПЦ не поддерживает сжигание останков, это обряд других вероисповеданий. Такой метод будет противоречить христианской вере, даже если раскапывать могилы усопших будут не через 20, а через 50 лет», – заявил священнослужитель.

Против предложения Минстроя выступил и председатель профсоюза работников ритуальных служб Антон Авдеев. По его словам, «кости хранятся вечно», а потому у могилы не может быть срока давности.

В настоящее время, подчеркнул эксперт, все данные об умерших собираются только в архивах кладбищ: общероссийского реестра захоронений не существует. А потому многие могилы могут стать «бесхозными», если кладбищенские архивы сгорят или будут умышленно уничтожены. Именно по этим соображениям, полагает Авдеев, все пункты, позволяющие изымать останки с целью перепродажи мест под захоронения, должны быть изъяты из законопроекта.

«Священные леса» и Urban Death

Между тем обозреватели отмечают, что в своем намерении отыскать новые способы решения проблемы с нехваткой ресурсов для погребения усопших Россия не одинока. Над этим вопросом активно рассуждают общественники, чиновники и ученые из разных стран мира, время от времени озвучивая свои предложения в прессе.

Одна из последних инициатив была выдвинута буквально на прошлой неделе активистами из Соединенных Штатов: они объявили на краудфандинговой платформе Kickstarter сбор средств в поддержку нового проекта, получившего название Urban Death. Авторы предлагают новый, «экологически чистый» вид похорон в городских условиях, а именно – создание компостных башен для производства удобрений из тел усопших.

Технология проста: строится башня в несколько этажей и с множеством секторов, предназначенных для отделения трупов друг от друга. Каждое тело после прощания заворачивают в саван, опускают в опилочно-стружечную массу в одном из секторов, и спустя 1,5–2 месяца получают порцию готовых удобрений. Их по желанию родственников можно использовать для создания фамильного сада или для поддержки городских парков.

Некоторое время назад с похожим предложением выступили и итальянцы, предложившие высаживать на месте захороненных людей деревья, создавая таким образом «священные леса».