10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТОРГОВЛЯ ИСПОЛЬЗУЕТ ПЯТЬ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ОБМАНА

Что и говорить, удобно, когда можно купить нужную вещь, не выходя из дома. Подобная форма торговли - по каталогам, по объявлениям, по телевизионным рекламным обращениям, через агентов по продажам - давно распространена в мире. У нас этот вид бизнеса прямо-таки привлекает разного рода недобросовестных продавцов. Тем более что в России дистанционные продажи не регулируются никакими специальными нормативными актами.Анализ обращений в Московское общество защиты потребителей выявил типичные нарушения прав потребителей, присущие этой форме торговли. Поговорим о них подробнее.

ШОПЫ НА ДИВАНЕ
Недостоверная или заведомо ложная реклама характерна как для телерекламы (всевозможные "магазины на диване" и "ТV-шопы"), так и для всевозможных листовок, разбрасываемых в почтовые ящики.
Реклама сообщает о свойствах, которыми товар не обладает, чем вводит в заблуждение покупателя. Когда товар привозят по заказу, потребитель не успевает как следует ознакомиться с сопроводительными документами, даже если они есть. А потом, когда обман обнаружен, продавца уже и след простыл: по контактным телефонам он не отзывается, а адрес его не указан нигде.
Особенно часто этот прием используют для продажи различных косметических средств, препаратов для похудания, тренажеров, "целебных" браслетов и амулетов.
В лучшем случае эти товары безвредны, и потребитель страдает только из-за выброшенных денег. Но встречаются и случаи нанесения вреда имуществу, а то и здоровью легковерных граждан.
Гражданин А. очень обрадовался, увидев рекламу пятновыводителя. На экране поливали галстук кетчупом и чернилами, а потом легкое движение руки - и галстук как новенький. У него как раз чернильное пятно образовалось на новом пиджаке: в самолете потекла ручка. В химчистке ему это пятно в два счета удалили бы. Но он понадеялся на теле-чудо и решил все сделать сам. В результате пятновыводитель "съел" краску пиджака, а чернила оставил в неприкосновенности.
Гражданке Н. "повезло" меньше. Вряд ли она так легко избавится от прибавки веса в 20 килограммов, приобретенных в результате употребления пилюль для... похудания. Вместо стройности фигуры и всеобщего оздоровления она получила лишние килограммы, да еще и необходимость в специальном лечении: врачебное обследование показало, что пилюли разбалансировали ей всю гормональную систему.
БРАК ПО РАСЧЕТУ
Наибольшее число жалоб - на предметы длительного пользования, приобретенные либо по объявлениям "со склада в Москве" (телевизоры, холодильники, пылесосы, кофеварки, электрочайники и пр.), либо через агентов, оформляющих заказ на доставку прямо на улице, - так обычно продается мебель.
Товар, как и следует ожидать, значительно дешевле того, что можно купить в магазине. Но и выходит из строя практически сразу. Продавца обычно не найти. И это понятно: он-то знает, что за качество у его товара, и разбираться с разгневанными покупателями ему совсем ни к чему. Апеллировать к изготовителю тоже не всегда удается. Бытовые приборы обычно импортного производства, да и не факт, что фирма признает свое авторство. Вполне может оказаться, что "японский" телевизор или "итальянский" электрочайник собраны где-нибудь в Китае.
С мебелью проще - она чаще всего наша отечественная и изготовитель не фальшивый. Вот только в дистанционные продажи попадает то, что в производстве называется "неликвидом", то есть товар попросту с брачком. При этом фабрика от своего детища не отрекается, готова его ремонтировать, заменять детали мебели. Вот только возвращать деньги она не соглашается. И, кстати, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" при этом не нарушает.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
Этот прием используют фирмы, сообщающие вместо своего адреса так называемый "а/я" - абонентский ящик на почте, за которым очень легко спрятаться.
Два года ждал семена картофеля житель Вологды П., поверивший объявлению по радио о богатых урожаях рекламируемого сорта. Послал деньги по абонентскому ящику, указанному в рекламе, два раза напоминал, что очень ждет заказ. Даже получил извинения и обещание срочно прислать семена. Потом отвечать перестали, а почта прислала сообщение, что фирма больше не абонирует ящик.
Мы пытались помочь вологодцу и запросили у почты реквизиты фирмы. На что нам вполне резонно ответили, что тайна переписки охраняется государством и сообщить адрес абонента они могут только по запросу суда. Суд же без указания ответчика дело к рассмотрению не принимает. Вот так и замкнулся круг.
ПОСЫЛКА С СЮРПРИЗОМ
Бывает, что человек заказал что-то по каталогу "Товары - почтой" или аналогичному, а получил либо не того цвета или размера, либо вообще вместо туфель - сумку, а вместо халата - полотенце. И начинается длительная переписка и многократная пересылка товара, при которых можно разориться на одних почтовых расходах. А бывает, человек и не думал ничего покупать, как вдруг получает извещение о посылке наложенным платежом. Чтобы выяснить, что же там в коробке, надо заплатить. А если заплатил, то говоря юридическим языком, сделка состоялась. И не важно, что присланные журналы вам и даром не нужны. Бесполезно доказывать почтовому работнику, что вам их прислали по ошибке. Даже если удастся найти фирму, приславшую кота в мешке, и расторгнуть сделку, почтовые расходы вам никто не вернет.
РОЗЫГРЫШ
Замечено, что стихия вовлечения потребителя в различные игры с призами захватывает всю страну с периодичностью в два года. По крайней мере именно так - волнами - идут к нам жалобы. Только сошли на нет крики о помощи и требования наказать "Евро-шоп" и "Пост-шоп", как возобновила игры компания "Ридерз Дайджест".
Что только не обещают доверчивым покупателям: даже ключик приклеивают к красочной картинке того самого "вашего" автомобиля. Вот только чтобы стать обладателем его в натуре, а не на картинке - надо заказать и оплатить подписку на журнал "Ридерз Дайджест" и приобрести что-то из предложенного списка товаров. Причем в списке ничего уникального, самые обычные товары, с той только разницей, что в обычном магазине они продаются гораздо дешевле и с гарантией.
Ставка сделана на крючок в виде ключа от автомобиля. И люди охотно заглатывают наживку. Тем паче, что для начала и надо-то всего лишь ответить на письмо, вложив в концерт вариант "ДА", любезно присланный организаторами, дескать, вы соглашаетесь поучаствовать в розыгрыше. Но стоит только дать себя вовлечь, и письма к вам посыплются как из рога изобилия: все новые и новые подтверждения, что вы движетесь к заветной цели, прошли уже второй (третий, четвертый) этап и, дабы продвинуться еще ближе, надо лишь заказать еще один (два, три) товар.
И так до бесконечности. Или до того времени, когда вы наконец не поймете, что разыгрывали в этой игре вовсе не автомобиль, а вас.
Слабая защищенность потребителей при дистанционных продажах во многих странах регулируется специальными законами. Для стран - членов Евросоюза разработана Директива 97/7 ЕС, где говорится о дополнительных мерах защиты потребителей. Например, введен семидневный период охлаждения к товару, в течение которого товар можно вернуть без объяснения причин.
Недавно этим проблемам было посвящено специальное заседание Московского городского совета по делам потребителей при территориальном управлении МАП РФ по Москве и Московской области. Собравшиеся специалисты тоже в один голос - за принятие нормативных актов, регулирующих дистанционные продажи. Но, как мы знаем, федеральные законы зреют у нас долго. В Москве, да и в регионах, хотя бы частично решить проблему с повышением ответственности фирм за качество продаваемых товаров может создание специальных реестров торговых организаций, использующих форму дистанционных продаж. Тогда по крайней мере потребителю не придется разыскивать ответчика.
А пока нам же остается только призывать сограждан быть бдительными и не пополнять собой списки обманутых.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников