ВЗЫВАТЬ К СОВЕСТИ, НО ЧЕРЕЗ СУД
Друг приехал из Германии и взахлеб рассказывает. Ехал по автобану и "поймал" солидный камень. Стекло - вдребезги. Решил заменить на сервисе, а там его спрашивают: как разбил. Он честно признался. Позвонили куда-то, приехало начальство, которое следит за автобаном, повздыхало и... оплатило замену стекла.
Можно, конечно, позавидовать совестливости немецких дорожников, а лучше задуматься: как пробудить "совестливость" у российских "тружеников асфальта"? Разберем типичную ситуацию. Вы въезжаете в туннель, перед которым нет предупреждающих знаков типа "Неровная дорога", "Опасный участок", "Дорожные работы", а там снят асфальт. Но вы не заметили, влетели.
Не медля, останавливайтесь, включайте аварийку, и просите нескольких водителей (не меньше двух), которые видели ваш "полет", быть свидетелями, если понадобится. Возьмите с них письменное подтверждение, что они все видели. Если есть с собой фотоаппарат, сделайте снимок обязательно. Зафиксируйте изрытое полотно дороги и пустые места перед тоннелем, где должны быть предупреждающие знаки. Можно нарисовать и схему ДТП. Затем вызовите инспектора ГИБДД и попросите составить протокол - идеальный вариант!
Сделать это трудно и удается только очень настырным водителям. Тем не менее не опускайте рук, а срочно сделайте официальную экспертизу на предмет нанесенного ямищей ущерба вашей "ласточке". Этих документов вполне достаточно, чтобы подать исковое заявление в суд. Даже если нет протокола из ГИБДД, суд обязан привлечь к ответственности виновников. Помните: закон на вашей стороне, а именно - глава 59 части 2 Гражданского кодекса РФ "Обязательства вследствие причиненного вреда".
Если машина застрахована, вызывайте представителя страховой компании немедля. Они, во-первых, возьмут часть рутинной работы, которую я перечислил выше, на себя, а во-вторых, помогут найти конкретную организацию, которая устроила вам такую "подлянку".
Найти виновников сложно, но возможно, как показывает практика. С моим другом был такой случай. Его машину обрызгали маляры, которые красили перила моста. А краска там - ни смоешь, ни отскребешь. Мой приятель сделал все, чтобы найти виновников и добился, чтобы ему заплатили за ущерб.
СЛЕСАРЬ - ДРУГ ВОДИТЕЛЯ
Чтобы избежать крупных затрат на ремонт после езды по весенним ухабистым дорогам, надо внимательно слушать машину. Такого мнения придерживается мой знакомый и классный автослесарь Андрей БЕЛКИН.
- К сожалению, редкие автолюбители приезжают к нам для того, чтобы предупредить весенние "болезни" своих машин. То есть сделать диагностику и провести профилактический ремонт. И зря. Весной страдают не только люди, но и автомобили. Особенно это касается ходовой части, тормозной системы и рулевого управления. Если вы не хотите после нескольких выездов "в свет" иметь неприятности, то обратите внимание вот на что.
Сейчас в нашу мастерскую обращаются в основном с машинами, у которых вышли из строя части ходовой - сайленблоки, шаровые, опорные подшипники, амортизаторы и так далее. Чаще всего не выдерживает правая сторона автомобиля. И это понятно: левое колесо ближе к водителю, и он его направляет внимательнее при объезде канав. Поэтому и при осмотре надо обращать внимание прежде всего на правую сторону, хотя и о левой забывать не стоит.
"Гуляющие" рычаги ходовой и рулевой систем ни к чему хорошему не приведут. А начать "гулять" они могут не только из-за вытаявших из-под снега колдобин. Весной температурный режим днем - плюс ночью - минус пагубно воздействуют на все резиновые детали. Они трескаются. Для трубок и патрубков это крайне опасно. Никогда не помешает проверить все без исключения шланги тормозной системы и системы охлаждения. Я уже не говорю о замене задних и передних тормозных колодок.
А вообще по весне не надо экономить время и деньги. К нам часто приезжают водители, которые считают себя великими знатоками автомобиля. Обычно они просят заменить ту или иную деталь, а больше ничего не трогать и даже не смотреть. Но мы-то работаем не с завязанными глазами! И когда говорим, что кроме тормозных колодок надо бы поменять и сайленблоки, "знаток" обижается, считает, что мы "накручиваем", чтобы побольше денег с него взять. Дело доходит до официоза, как мы это называем: заставляем писать расписку, что в случае неприятностей к нам не будет претензий. Очень бы посоветовал всем автолюбителям - прислушивайтесь к слесарям, механикам.
А вот этот совет запишите или зазубрите: если в районе передней подвески, любого колеса начинает чуть-чуть постукивать, немедленно обратитесь к слесарю. Дело в том, что, возможно, у вашей машины вышла из строя всего лишь одна какая-то деталь. Если поломку не устранить, то через неделю вам придется менять не одну, а две, три...
Удачи и поменьше ям!
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ
Чтобы на скорости и без ущерба переехать кочку, лежачего полицейского, небольшую ямку, надо за 20-30 сантиметров до препятствия резко нажать на тормоз, не сбавляя при этом газа. Нос вашей машины ткнется вниз, амортизаторы сожмутся и тут же растянутся. Произойдет это как раз в то время, когда колеса попадут на бугорок. Они пройдут его без нагрузки, в одно касание. А это значит, что не пострадают ни амортизаторы, ни диски, ни другие детали ходовой.
Во время прохождения колесами разных неровностей на асфальте не держите ногу на педали тормоза. Тормозите до препятствия. Тормозить на кочках - значит держать в рабочем, напряженном состоянии многие узлы тормозной системы и ходовой. А это чревато.
Чтобы приподнять правую или левую сторону авто над ямой или даже открытым канализационных люком, надо сделать следующее. Не сбавляя скорости, резко крутануть руль вправо (или влево), а потом также резко поставить ровно. Центр тяжести машины переместится на одну из сторон - и вы спокойно проедете препятствие. Эффект от приема будет обязательно, если потренироваться. После пяти-шести попыток вы сами поймете, когда и куда крутить рулевое колесо.