ХЛЕБ ИЗ ПОДВАЛА

Батоны, которыми торгуют возле станций метро, на привокзальных площадях и на рынках, зачастую выпечены из отбракованной муки в нелегальных пекарнях.

ПОДПОЛЬНО ДЕЛАЮТ НЕ ТОЛЬКО ВОДКУ
Может быть, и вам попадался хлеб, мякиш которого почему-то хрустит на зубах, а во рту оставляет известковый привкус. А уж случай, когда свежий хлеб через день черствеет и покрывается плесенью, знаком каждому. Не припомните, где вы купили такой странный батон?
Чаще всего несъедобным хлебом торгуют у станций метро, в подземных переходах, на вокзалах и рынках. За его качество не поручится никто, кроме самого продавца. Он-то будет вас уверять, что хлеб наисвежайший и выпечен искусными мастерами по старинным рецептам. Как правило, у таких лоточников нет санитарных книжек, как, впрочем, и трудовых. Это значит, производство продукта не контролируется медиками. Обратите внимание, руками, которыми продавец берет деньги, он подает и хлеб. А ведь этот продукт не проходит никакой термической обработки перед употреблением и сразу же идет на стол.
Зараженный болезнетворными микробами хлеб вызывает пищевые отравления и служит причиной ухудшения общего самочувствия. И это еще не самое печальное. По данным Государственной хлебной инспекции при правительстве РФ, "левые" батоны выпекают в подвалах, на заброшенных складах, бывших прачечных и автомойках. Такой хлеб никто не учитывает и не контролирует, за него не платят налоги. Ни о каком соблюдении технологии и рецептуры выпечки речи быть не может, зачастую хлеб производят в антисанитарных условиях. У хлебных печей инспектора заставали бывших водопроводчиков, грузчиков, дворников, людей без определенного места жительства. Ни разу не встретился человек с дипломом и квалификацией профессионального хлебопека.
Нам знакомо понятие "левая" водка. Известно, что ее гонят из Осетии, Дагестана, разливают в чащобах Подмосковья. Водку пьют не все, ей травится в основном мужское население страны. Теперь перед нами новое явление: "левый", подвальный хлеб. Им может отравиться кто угодно, потому что хлеб едят все: и женщины, и старики, и дети.
НА УРОВНЕ БЛОКАДНОЙ ПАЙКИ
По данным Государственной хлебной инспекции, в России в 1999 году официально произведено 9,2 млн. тонн хлеба. В 2000-м производство снизилось - 9,1 млн. тонн. Производство и потребление в хлебной отрасли тесно взаимосвязаны. Сколько хлеба произвели, почти столько и съели. Вы поверите, что россияне стали меньше есть хлеба на 100 тысяч тонн? Вряд ли такое может быть при нынешнем уровне жизни. Хлеб всегда был основным продуктом питания. От колбасы и сосисок можно отказаться, от хлеба нет.
Смотрим дальше. По той же официальной статистике, среднесуточная норма на одного нашего соотечественника составляет всего 168 граммов. Москвичи употребляют в пищу и того меньше - 156 граммов. Напомним, что суточная норма хлеба в блокадном Ленинграде в самые голодные месяцы равнялась 125 граммам.
Интересная картинка складывается в Мурманской и Тюменской областях. Там официальную норму составляют краюхи в 116 и 86 граммов. Можно ли поверить в то, что жители Севера съедают за целый день всего пару кусочков хлеба? Подсчитано, что в среднем россиянин потребляет около 300 граммов хлеба в сутки. Следовательно, в год в России производят никак не меньше 13 млн. тонн хлебных изделий, а не 9,1 млн. тонн, как свидетельствует статистика. Вот эти оставшиеся 4 миллиона тонн выпекают мошенники, а поедаем мы.
На качество выпускаемой продукции подпольным пекарям наплевать. А купить оборудование для пекарни - не проблема. Самое дешевое и доступное - турецкое.
В ПОДВАЛЕ ЭКОНОМЯТ НА ВСЕМ
Стремясь удешевить производство, частные предприниматели покупают муку низкого качества. В муке высшего сорта должно содержаться не менее 28% клейковины и, следовательно, не менее 14% белка. Но высококачественное сырье стоит довольно дорого - 6 тысяч рублей за тонну, поэтому подвальные хлебопеки используют муку с низким содержанием клейковины. Стоит она чуть ли не вполовину дешевле. Зерно, в котором клейковины меньше 18 процентов, в цивилизованных странах идет не на пищевые нужды, а на производство кормов, спирта... Сделать из него хлеб довольно проблематично. Приходится прибегать к помощи всевозможных искусственных улучшителей. Есть такой хлеб, конечно же, можно, но с изрядной долей отвращения. Он не только значительно уступает по вкусовым качествам, но и почти сразу покрывается плесенью и черствеет.
Дешевая мука может содержать и минеральные примеси. Некоторые мельницы не снабжены камнеотборниками, а в зерне практически всегда присутствуют мелкие камешки. Если их оттуда не удалить, мельничные станки перемалывают их в песок. Хлебозаводы такую муку не берут. Скупают ее мелкие пекарни. Потом хлеб неприятно хрустит на зубах и имеет известковый привкус. Зато дешево.
Часто себестоимость хлеба снижают за счет экономии на оборудовании. В технологической цепочке обязательно должны присутствовать магнитные колонки. Дело в том, что при размоле пшеницы в муку попадают мельчайшие металлические частицы от мельничных валков. Особенно страшны острые игольчатые опилки. Попадая в пищевой тракт человека, они впиваются в стенки желудка и вызывают язву. Колонки действуют как металлоулавливатель. Через них пропускают муку, и они удаляют из нее вредные для здоровья примеси. Малые пекарни часто экономят на столь нужном оборудовании, и мельчайшие иголочки попадают в желудок вместе с хлебом.
При производстве хлеба нельзя применять оцинкованную и стеклянную посуду. Все замесы должны производиться только в нержавеющей. Стоит она подороже, и поэтому в нелегальных пекарнях пренебрегают этим правилом, поскольку санэпиднадзор туда не ходит. В душистые батоны попадают молекулы цинка и крохотные кусочки стекла. Мне лично случалось с хрустом раскусить осколочек в ломтике хлеба.
Не только подвальные пекари, но и многие малые предприятия грешат тем, что нарушают рецептуру выпечки. Могут вместо сливочного масла втюхать маргарин, "забыть" добавить сухое молоко, яйца, сахар... Или закладывают все это в меньших объемах. Излюбленный прием - заменить высший сорт муки первым. Простым гражданам никогда не заметить подмену, а производитель получает существенную выгоду.
Особо наглые идут на прямой обман потребителя - экономят на весе. Стандартный батон должен тянуть на 400 граммов, при этом допустимое отклонение от нормы - 3%, то есть 12 граммов. А в продаже часто можно встретить мини-батоны по 350, а то и по 320 граммов. Определить на глаз такую недостачу трудно.
ЧТО ПОПАДАЕТСЯ В МУКЕ
Довольно распространенное заболевание хлеба, влекущее за собой сильнейшее пищевое отравление человека - картофельная болезнь. Бактерии при размоле зараженного зерна попадают в муку, из которой впоследствии выпекается хлеб. Определить наличие возбудителей картофельной болезни на ранней стадии можно только в лабораторных условиях. Для этого делают пробную выпечку из новой партии муки, помещают хлеб в термостат и наблюдают за изменениями. Первые симптомы в свежеиспеченной продукции появляются только через сутки.
Лаборатории есть на всех государственных хлебозаводах. Многие частные пекарни не могут похвастаться этим. Ради экономии денег и времени предприниматели часто обходятся и без пробной выпечки и сразу пускают свой товар на торговые прилавки. По внешнему виду такой хлеб ничем не отличается от обычной буханки, но после употребления его в пищу отравление гарантировано.
Симптомы картофельной болезни хлеба распознать довольно легко. Буханка имеет липкий, заминающийся мякиш и кислый, неприятный запах. Когда ее разрезаешь, мякиш тянется, как сырое тесто.
Если вы обнаружите в купленной буханке эти признаки, ни в коем случае не кладите ее на стол. Некоторые граждане, столкнувшись с подобными проявлениями, вычищают ножом "не пропекшийся" мякиш, а оставшуюся часть едят со спокойной душой.
Менять у продавца "больной" хлеб на новый батон вряд ли имеет смысл. Наверняка у него вся партия такая же. Лучше потребовать обратно деньги. Не поленитесь и наберите номер Государственной хлебной инспекции, сообщите о случившемся. Этим вы убережете многих сограждан от серьезных отравлений.
Самое страшное заболевание хлеба - фузориоз. Последняя вспышка отмечена в 1988 году, и вот уже тринадцать лет таких случаев не фиксировали, но кто знает, на чем еще догадаются сэкономить подвальные мастера. Это грибковое заболевание поражает пшеницу, в результате она приобретает розовый оттенок. Опасен не сам грибок, а продукт его жизнедеятельности - ядовитое вещество вомитоксин. Оно пагубно влияет на иммунную и кроветворную систему.
Зараженное зерно сразу же должны браковать и уничтожать. Но мошенники могут укрыть его от проверки, перемолоть на подпольной мельнице и по дешевке скинуть на рынок. Хлеб из такой муки не просто токсичен, он представляет угрозу для жизни. Съев зараженную горбушку, можно и распрощаться с жизнью.
Для предотвращения подобных случаев мэр Москвы Ю. Лужков запретил использование в хлебопекаренной промышленности муки сомнительного происхождения. Однако замечено, что левая мука продолжает поступать в столицу неведомыми путями.
ГИЛЬДИЯ ПЕКАРЕЙ ПРОТИВ КОНТРОЛЯ
Контроль за качеством хлеба осуществляет Государственная хлебная инспекция. Во власти инспектора приостановить действие лицензии, дающей право на выпечку хлеба, до устранения недостатков, выявленных в ходе проверок. А то и вовсе отобрать лицензию в судебном порядке.
За первый квартал 2001 года московские хлебные инспектора проверили 115 хлебопекарен малого бизнеса. Шесть процентов продукции оказались не пригодными для продажи и были забракованы.
Пекари относятся к такому контролю очень неприязненно, но не все. Хлебозаводы, где производство хлеба идет по всем правилам, контролю не препятствуют. С частными пекарнями складывается другая картина. Они создали Российскую гильдию пекарей и кондитеров, возглавил которую господин Кацнельсон. Гильдия резко выступает против контроля хлебобулочных изделий со стороны государства, против лицензирования их деятельности. Мотивируют это тем, что любые проверки ведут к удорожанию продукции.
Это не так. Такие заявления не имеют под собой реальной основы. Примечательно, что в гильдию не вступило ни одно действительно авторитетное предприятие хлебопекарной отрасли.
Контроль за качеством хлеба осуществлять нужно, но, к сожалению, возможности проверить всю продукцию хлебопеков у инспекторов нет. На всю Москву, например, их всего десять человек, поэтому потребителю самому приходится смотреть в оба при покупке хлеба.
Обратите особое внимание на упаковку. Как правило, продукция хлебозаводов идет в фирменной упаковке, а не в простых полиэтиленовых пакетах или вовсе без них.
Если надавить на качественный батон, то он распрямится через несколько секунд, бракованный - так и останется плоским.
Посмотрите на внешний вид продавца, оцените состояние его рук и ногтей. Если при покупке хлеба у вас возникнут сомнения, лучше не рискуйте и воздержитесь от покупки товара сомнительного происхождения.
В экстренных случаях звоните в Государственную хлебную инспекцию по тел: 975-30-52.