11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕ ОЧЕНЬ ТОЧЕЧНЫЙ УДАР

Геннадиев Сергей
Опубликовано 01:01 30 Апреля 2002г.
Учения дальней авиации наших ВВС обернулись новым скандалом в российско-казахстанских отношениях

В минувшую среду четыре сверхзвуковых тяжелых бомбардировщика Ту-22М3, более известных на Западе как "Бэкфайер", поднялись с подмосковного аэродрома Шайковка и взяли курс на полигон близ Ахтубинска в Астраханской области. После преодоления ПВО условного противника экипаж одной из боевых машин произвел, как и предусматривалось планом учений, пуск крылатой ракеты Х-22.
Обладая дальностью стрельбы до 550 километров, ракета должна была поразить наземную цель на мишенном поле полигона Теректау, арендованного Россией у Казахстана. Однако дело не заладилось с самого начала. Эксперты считают, что произошел сбой в программе полета. Ракета почти сразу же отклонилась от курса. Несмотря на то, что боевой частью она, естественно, не снаряжалась и представляла собой, по сути, маленький беспилотный самолет, в соответствии с принятыми при таких боевых упражнениях мерами безопасности ее следовало уничтожить.
О том, что произошло дальше, сведения противоречивые. Экипажем стрелявшего Ту-22М3 была дана команда на самоликвидацию и подрыв Х-22. Начальник пресс-службы ВВС полковник Александр Дробышевский, поясняя по горячим следам происшедшее журналистам, утверждает, будто "система ликвидации сработала штатно, однако при падении с большой высоты за счет инерции обломки ракеты незначительно отклонились от трассы полета". Однако это заявление похоже на поспешную попытку защиты ведомственного мундира. Куда ближе к истине, как представляется, неназванный информационными агентствами источник в Главном штабе ВВС, который сразу признал, что "взбесившаяся" ракета команду с бомбардировщика на подрыв проигнорировала. А попросту пролетела столько, на сколько хватило топлива, и грохнулась на казахстанскую землю в 13 километрах от границы с Россией вдали от населенных пунктов. Во всяком случае, трудно поверить, чтобы, если следовать версии пресс-службы ВВС, разлетевшиеся осколки Х-22 проделали в земле воронку глубиной в 3 метра и рассеялись на 60 метров в округе.
Это не первый подобный инцидент, который связан с аварией российских ракет над Казахстаном. Наибольший политический резонанс имели падения в октябре и в июле 1999 года в тех краях двух наших ракет-носителей тяжелого класса "Протон", запущенных с космодрома Байконур. В первом случае в воздухе было распылено до 66 тонн высокотоксичного ракетного топлива гептила, и наша страна выплатила 270 тысяч долларов в счет погашения ущерба. Почти на два месяца Астана наложила запрет на старты российских космических ракет с Байконура.
Второе крушение произошло на высоте 140 километров в результате неполадок в двигателе второй ступени. Осколки "Протона" тогда упали в 25 километрах северо-восточнее поселка Атасу Карагандинской области. И снова на землю обрушились остатки ядовитого ракетного топлива, последовала дипломатическая нота.
Вряд ли на сей раз последствия и для нас, и для граждан Казахстана будут столь серьезны. Никакого ощутимого ущерба окружающей среде осколки крылатой ракеты нанести не могли. Да и жидкостное реактивное топливо на ней - вовсе не гептил. К тому же, как уже сказано, оно наверняка выгорело полностью еще до падения крылатой ракеты на полигон. Тем не менее в минувшую пятницу МИД Казахстана направил в Москву ноту "с сожалением по поводу случившегося и предложением создать комиссию для расследования этого случая, а также определения затрат, которые понесла казахстанская сторона в связи с падением ракеты". Нашим Военно-Воздушным силам наверняка придется сделать серьезные выводы. Экипаж в случившемся не виновен, это очевидно. Ракету он всегда получает из арсенала готовой к залпу, и ответственность за ее исправность несут наземные специалисты. А учения с подобными пусками в последние годы у российских летчиков стали такой редкостью, что на земле вполне могли позабыть, как готовить для этого ракеты.
Почти исключаются и конструктивные недоработки в Х-22. На вооружении дальней авиации она состоит уже более тридцати лет, летные испытания были закончены еще в 1967 году. Со второй половины 70-х годов ими стали оснащать новейшие по тем временам "бэкфайеры" - по три на каждый. И Х-22 наши летчики стреляли с той поры безотказно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников