02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ИГРЫ СО СВАСТИКОЙ

Чернуха Марина
Опубликовано 01:01 30 Апреля 2002г.
Непривычное для россиян английское словечко "скинхед" (в переводе - "бритоголовый") по делу и без дела стало у нас одним из часто употребляемых. Практически все российские СМИ недавно, в канун дня рождения Адольфа Гитлера, уделили внимание "бритоголовым" (поскольку именно эта одиозная личность стала для них "знаковой"). С позиций здравого смысла объяснить выбор "авторитета" невозможно: общеизвестно, что Гитлер всех русских, как и других славян, считал людьми второго сорта, годными разве что для рабского труда во имя процветания "великого Рейха"...Откуда же у нас взялись скинхеды? С этим вопросом корреспондент "Труда" обратилась к известному политологу, председателю правления фонда "Центр политических технологий" Марку УРНОВУ. Из беседы очевидно, что проблематика эта дискуссионна и требует дальнейшего обсуждения.

- Это явление возникло не сегодня, а много раньше. Я помню, как еще в конце 60-х были первые попытки молодежных экстремистских организаций отметить день рождения Гитлера, а собиралась эта публика возле памятника Пушкину в Москве. Правда, тогда сотрудники КГБ с ними очень быстро разобрались. Так что история достаточно давняя. Но я бы не стал здесь сгущать краски: на сегодняшний день, на мой взгляд, массовой поддержки неофашизма, экстремизма и национализма в России нет. Несмотря на то что мы находимся в стадии переходного периода, в состоянии глубокого морального кризиса в масштабах нации, тем не менее, если сравнить наш уровень ксенофобии (нетерпимости к "инородцам". - М.Ч.), национализма, антисемитизма (причем в экстремальных формах) с тем, что есть в развитых демократиях Европы, то окажется, что в России все не так уж плохо. Взять, к примеру, результаты последних выборов во Франции. Там примерно 17 процентов населения напрямую проголосовало за шовиниста Ле Пена. На выборах в России подобного рода идеологи никогда больше восьми процентов голосов не набирали, а по данным социологов, лишь 14 процентов населения в России не считают нужным бороться с национальным экстремизмом. Россия в принципе не склонна к расистским, националистическим проявлениям. С другой стороны, понятно, что существует маргинальная молодежь - агрессивные молодые люди, не находящие себя в обществе, которые и "сбиваются в стаи" скинхедов. Нередко, видимо, - не без влияния извне...
- Почему же кумиром себе они выбрали Гитлера, а не Стеньку Разина?
- Потому, наверное, что Стенька Разин является символом социального протеста, а тут совсем другое: в атмосфере подобного рода молодежных "стай" можно почувствовать себя "не таким, как все", над другими. Попытка агрессивно самоутвердиться через сам факт принадлежности к определенной расе - это тоже своего рода моральная компенсация за собственную ущербность и невостребованность обществом.
- Но русских к арийцам в расистской интерпретации никак не причислить...
- Уже циркулирует немало бредовых "теорий", доказывающих, что русские и есть самые чистые "арийцы". Конечно, все это типичная культовая ахинея и эклектика. Но дело не в этом. Главное, думаю, - осознать, что вот эта сбитая в стаи агрессивная шпана используется людьми, имеющими достаточное количество денег, влияния и некие вполне конкретные цели. Эти люди предпочитают - пока, во всяком случае, - держаться в тени. Ничего, кроме слухов о том, кто они, нет. Но такое сращивание расчетливых умов людей вполне взрослых, играющих в свои игры с экстремизмом юнцов, не находящих выхода своей энергии, - очень опасно...
- Марк Юрьевич, не хотите ли вы сказать, что с этого может начинаться реальный фашизм?
- Да нет, России это не грозит. Обсуждать перспективу появления "коричневых" в России и приход их к власти можно лишь гипотетически, ибо, с моей точки зрения, подобная вероятность близка к нулю. Другое дело, что заботящееся о себе демократическое общество должно периодически проводить некие санитарно-профилактические мероприятия, чтобы не дать легкому недомоганию развиться в болезнь. Для этого необходимо как минимум сделать две вещи. Первое - законодателям принять очень жесткие законы против любых форм экстремизма. Раньше обсуждение законопроектов против экстремистских организаций обычно быстро заходило в тупик. Когда эксперты в Госдуме пытались дать определение экстремизму, любая грамотная формулировка вызывала бешеное сопротивление людей, симпатизирующих коммунистам, поскольку в формальном определении экстремистской организации некое количество черт по вполне понятным причинам соответствовало принципам организации КПРФ. Поэтому коммунисты, преобладавшие в руководстве думскими комитетами, сопротивлялись этому всеми силами даже на уровне проработки законопроектов. Сейчас ситуация изменилась, и, я думаю, дело сдвинется с места. Тем более что за это, похоже, взялся президент.
- Вы считаете, что надо ввести уголовную ответственность за деятельность организаций типа скинхедов?
- Да, причем по максимуму. За участие в организации следовало бы давать по 15-20 лет, чтобы у всех сразу отбить охоту играть в подобные игры. Кроме того, на мой взгляд, следует воспользоваться примером Великобритании и опустить ниже возрастную планку действия этого закона. Не с 10 лет, конечно, а хотя бы лет с 13-14. Организации, подобные скинхедам, чувствительны к эмоциональной стороне, к символике, ритуалистике - ничего, кроме этого, по сути, там нет. Ни программы, ни каких-либо четких целей. Это значительно упрощает дело. Вольготно чувствующие себя сегодня компании бритоголовых молодых людей с нацистской символикой перестанут наконец задирать прохожих и громить лотки рыночных торговцев, охотиться за "инородцами". Эта бритоголовая публика, кстати, достаточно труслива и боится жесткой руки. Как только они поймут, что почти безнаказанное пока хулиганство может иметь очень серьезные для них последствия, количество желающих поиграть с огнем резко поубавится. Что касается лидеров движения, то для них наказания должны быть жестче.
Кроме того, необходимо, считаю, вести работу с кадрами в правоохранительных органах, чтобы там не осталось людей, симпатизирующих националистическим идеям. То же касается СМИ и книжных издательств. Надо запретить какие бы то ни было издания, пропагандирующие экстремизм или нацизм, - сегодня их можно встретить чуть ли не в каждом газетном киоске. Действовать и тут, разумеется, надо в рамках закона, но очень жестко, без поблажек кому-либо - система репрессивного механизма должна быть четко налажена. Должностные лица, симпатизирующие нацистам, должны получать запрет на профессию.
- Что касается организаций скинхедов - здесь более или менее ясно. Но как быть с национализмом на бытовом уровне? Не секрет, что на рынках многих российских городов очень велико, скажем мягко, влияние выходцев с Кавказа или из Средней Азии, и это вызывает острую неприязнь у местных - и не только - фермеров из российской глубинки...
- Законодательно запретить такого рода недовольство, нелицеприятные оценки в адрес представителей нетитульных наций вряд ли удастся. Но на практике словесными перебранками, брюзжанием все и ограничивается. Никаких серьезных последствий бытовой национализм, если его искусственно не разжигать, не несет. Согласитесь, не здороваться с соседом другой веры и цветом кожи - это одно, а призывать к убийству иноверца - совсем другое. Проблему бытовой ксенофобии тоже надо решать, но это потребует очень много времени, и правоохранительные органы здесь мало что могут сделать. Скорее, общеобразовательные и просветительские организации, а также СМИ. Со стороны властей всех уровней нужна взвешенная и продуманная национальная политика. Можно как угодно относиться к советским вождям, но нельзя не признать, что национальные противоречия они пытались снимать. Так или иначе, имперская политика перемешивания наций и сближения, по крайней мере на формальном уровне, их культур - давала некоторый результат. Думается, сегодняшней власти также имеет смысл продумать возможности и методы воздействия на россиян с целью смягчения бытовой ксенофобии, национализма.
Рискну утверждать, что в принципе русским несвойственна национальная агрессивность, к тому же как популяция мы воспитаны в многонациональной культуре, что очень существенно. Это культура метрополии, открытая к восприятию мирового культурного опыта и культурных ценностей. И если сравнить сегодняшнюю ситуацию в России по части национальных проблем с тем, как это складывалось в других странах в аналогичные переходные периоды, то надо признать, что россияне пока ведут себя чуть ли не идеально. Но нам не следует пребывать в эйфории и ублажать себя тем, что у нас национализм менее развит, чем в других странах, скажем, в той же Франции. В России он тоже есть, и это опасность, которую нельзя сбрасывать со счетов. С этим надо систематически работать, жестко пресекая любые формы экстремизма, агрессивности и настойчиво, продуманной системой мер формировать в обществе атмосферу терпимости, межнационального согласия, межэтнических отношений. Это просто на словах, но, как видно и в случае со скинхедами, сложно на деле.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников