КАСПИЙСКИЙ КОЗЫРЬ РОССИИ

Президент побывал на "лукойловской" "Астре" - первой российской буровой на Каспии - возвращаясь из Ашхабада, где проходил саммит лидеров пяти каспийских государств, посвященный вопросу определения правового статуса моря, проще говоря, - его территориального раздела.

И это посещение - не случайность. Сегодня Каспийское море называется специалистами в числе трех наиболее перспективных нефтегазоносных районов, разработка которых определит ближайшее будущее российской нефтяной отрасли (кроме Каспия, это также Тимано-Печора и Сахалин). Еще совсем недавно Россия отнюдь не воспринималась как ключевой игрок в этом регионе - на эту роль претендовал Азербайджан. Однако запасы на так много обещавших азербайджанских участках "Ленкорань-Талыш", "Огуз" и "Кюрдаши-Араз-Кирген" не подтвердились, а еще два проекта - "Апшерон" и "Инам" - были заморожены на неопределенный срок. По тем же причинам - неподтверждение запасов - свернула свою работу на шельфе Туркменистана крупнейшая в мире нефтяная компания "ЭкссонМобил".
Российский же сектор Каспия оказался существенно богаче, чем предполагалось поначалу. Кроме того, только Россия сегодня имеет подтвержденные данные о наличии в ее части Каспия значительных запасов нефти и газа. По прогнозам геологов, это около 2 миллиардов тонн - больше, чем на легендарном Самотлоре в начале его разработки. Еще в 2000 году наша крупнейшая нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" пробурила на Хвалынской нефтяной структуре, расположенной в северной части моря, первую разведочную скважину. А на сегодня там открыто уже пять перспективных нефтегазоносных участка - Северный, Центральный, Ялама-Самур, то же Хвалынское и месторождение имени Корчагина. К 2003 году "ЛУКОЙЛ" рассчитывает добавить к ним еще два - Ракушечное и Сарматское. При этом некоторые залежи, вопреки бытовавшему до сих пор мнению, находятся на очень небольших по современным меркам глубинах - до 1,5 километра. Такие экономически выгодные месторождения находили на Каспии лишь в начале XX века - на заре мировой нефтедобычи. К 2005 году объем добычи только на Северном и Хвалынской составит 16 миллионов тонн нефти в год. "Надо раскрывать свой, внутренний потенциал развития региона", - сказал Владимир Путин, подтверждая правильность избранной "ЛУКОЙЛом" стратегии.
Еще одним фактором наших успехов на Каспии стало умение российских представителей договариваться даже в условиях неопределенности правового статуса моря. Так, разгоревшийся было российско-казахстанский спор за нефтяные структуры Хвалынская и Курмангазы был погашен именно благодаря позиции разрабатывающего их "ЛУКОЙЛа", который заявил, что готов к совместной работе с казахстанскими нефтяниками вне зависимости от того, на чьей территории в итоге окажутся эти месторождения. В результате российский контроль над перспективными участками был сохранен. Этот результат резко контрастирует с непрекращающимися конфликтами в южной - азербайджано-ирано-туркменской части Каспия, один из которых даже закончился атакой иранских боевых катеров на азербайджанский геофизический корабль. Естественно, это также заставляет инвесторов с гораздо большим вниманием относиться именно к северному - российско-казахстанскому сектору.
Но Владимир Путин заострил внимание и на другом, не менее важном, чем экономика, вопросе - экологии: "Нельзя забывать, что море у нас одно на всех, и его нужно беречь, тем более при такой интенсификации работ". Именно Россия сегодня задает самые высокие экологические стандарты на Каспии: буровая платформа "Астра", на которой побывал президент, - единственная из работающих сегодня на каспийском шельфе без сброса в море выработанной породы. Азербайджан и Казахстан подобным бережным отношением к каспийской природе пока похвастаться не могут. Соблюдение самых жестких экологических требований, установленных "ЛУКОЙЛом" для себя, сейчас обходится компании в шесть тысяч долларов в день, и, естественно, при увеличении объемов работ эта цифра будет расти. Впрочем, мало кто сомневается в оправданности этих затрат.