"ТЕЛЕЦ" - ДЕЛУ ВЕНЕЦ

В этот раз "Нику" - кинематографический праздник года - ждали с особым интересом. И не только потому, что торжественная церемония вручения наград проходила в пятнадцатый раз (маленький, но юбилей), а главным образом потому, что до сих пор так и не разрешился конфликт между "Никой", которую возглавляет Эльдар Рязанов, и недавно учрежденной "михалковской" премией "Золотой орел".

Конфликт этот мог бы закончиться очень просто, если бы, допустим, у Никиты Сергеевича, возглавляющего Союз кинематографистов, достало широты подхода, великодушия прийти на церемонию и сказать: забудем распри - что нам делить? Но он не пришел. И, думается, прийти не мог...
Напомню читателям, что несколько месяцев назад, пользуясь своим немалым влиянием не только в кинематографических кругах, а и во властных структурах, Никита Михалков попытался перекрыть "Нике" кислород. В частности, была предпринята попытка лишить телезрителей возможности увидеть церемонию на федеральных каналах. Письма и телеграммы влиятельных кинематографистов в адрес президента страны, дружный "залп" прессы в поддержку "Ники" (в том числе и публикации в "Труде") сделали свое дело: премия, уже имеющая историю, выстояла. А саму церемонию решено было показывать, как и в прежние годы, по первому каналу. Кинематографисты, объединенные вокруг "Ники" (в ее рядах нынче состоит около 500 человек - едва ли не весь цвет российского кино), восприняли это как победу здравого смысла над волюнтаристским "наездом" Никиты Сергеевича. И потому в зал Центрального Дома кино пришли, приехали, прилетели, отложив свои дела, известнейшие мастера культуры, среди них Алексей Герман, Михаил Ульянов, Александр Калягин, Петр Тодоровский, Иосиф Кобзон, Владимир Зельдин и Марина Ладынина... К ним примкнул строй политиков во главе с Юрием Лужковым и Борисом Ельциным. Первый с незаурядным актерским темпераментом прочитал остроумные стихи во славу отечественного кино, зарифмовав несколько десятков "культовых" советских фильмов - от "Я шагаю по Москве" до "Покровских ворот"... Второй (с неожиданной энергией и собранностью) выражался сугубой прозой, но в том же духе: мол, наш родной кинематограф даст сто очков вперед "штампованным, примитивным, неумным американским боевикам". Зал встретил их приветствия шквалом аплодисментов.
Но, пожалуй, больше всех досталось оваций в этот вечер легендарному Алексею Баталову, удостоенному "Ники" в номинации "Честь и достоинство". О своем собрате короткую, но очень искреннюю и емкую речь произнес специально приехавший из Питера Кирилл Лавров, в честь знаменитого актера станцевала восходящая "звездочка" Большого театра Анастасия Волочкова. Сам лауреат выразил признательность поколению Ахматовой, Шостаковича, Пастернака, Сахарова, "познавшему ужас, огонь, смерть войны, годы кровавого сталинского мракобесия и не только не потерявшему честь и достоинство, но нашедшему в себе силы сохранять и преумножать славу и величие Отечества". Актер заверил, что, пока хватит сил и жизни, будет служить этим заветам. Зал встал в едином порыве, и это были самые светлые, трогательные минуты вечера.
К сожалению, он не всегда проходил на такой высокой ноте. В течение пяти с лишним часов, пока шла достаточно утомительная церемония, хватало и необязательных концертных номеров, и вялых словесных пикировок между Гусманом и Рязановым, и в особенности незатейливого юморка, уровень которого подчас находился, как нынче шутят, "ниже плинтуса". В частности, таким лично мне показался эпизод, когда пародист Максим Галкин назвал Никиту Михалкова "сыном известного писателя", а признанные затейники Михаил Державин и Александр Ширвиндт вынесли на сцену унитаз, доходчиво объяснив присутствующим, что, мол, на нем при желании можно сидеть орлом. Вряд ли этого ранжира аллюзии отвечают уровню полемики между "Никой" и "Золотым орлом". Тем более что массовый зритель, который смотрел это действо по телевидению, не очень посвящен в тонкости внутрикинематографической "разборки", и у него могло остаться чувство брезгливости по отношению к обеим воюющим "домам". А это в итоге может ударить по престижу самого кино и его мастеров.
Об этом, кстати, напомнил министр культуры Михаил Швыдкой, который пытается (такова его министерская планида) держаться в этой ситуации над схваткой. Он же со своим первым заместителем Александром Голутвой вручил "Нику" за лучший фильм года создателям "Тельца", повествующего о последних днях жизни Ленина. Эта картина Александра Сокурова получила в течение вечера целых семь наград, в том числе за лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучшую мужскую (Леонид Мозговой) и лучшую женскую (Мария Кузнецова) роли... На мой (допускаю, далеко не безгрешный) вкус, вряд ли мы имеем дело с безусловным шедевром. Напомню, что в прошлом году "Телец" бесславно прошел в Канне, заняв в рейтинге критиков третью строчку снизу. Да и в родимом отечестве я знаю десятки своих коллег-кинематографистов, которые этот фильм на дух не переносят. Но в момент, когда Михалков и его команда пытались оказать на "Нику" давление, академики вольно или невольно решили сплотиться вокруг культового, как к нему ни относись, имени Александра Сокурова. Жаль только, что создатели по-своему интересных фильмов "В августе 44-го", "Займемся любовью", "101-й километр", "Механическая сюита", "Конец века", "Таежный роман" оказались в этой ситуации в роли невольных статистов. Но это, думается, неизбежные издержки той "борьбы премий" (и амбиций), конца которой по-прежнему не видно...
Как стало известно буквально вчера, на 29 мая Никита Михалков назначил проведение своей премии. Поскольку фильмов снимается мало и выбирать особо не из чего (не давать же "Тельцу" теперь уже семь "Золотых орлов"), "михалковской" академией, по некоторым сведениям, принято решение рассматривать и новые, еще не вышедшие на экран фильмы, и старые, включая... давно прошедшего по экранам "Сибирского цирюльника". Руководители вновь созданной академии уже попросили у Министерства культуры 50 тысяч долларов на проведение "Золотого орла" и, представьте, получили их. Напомню, что "Ника" при всех ее недостатках все-таки обходилась все эти 15 лет с помощью частных инвесторов. А вот "Золотой орел" с первых взмахов своих крыльев претендует на бюджетные деньги, которых, между нами говоря, крайне не хватает на съемки новых фильмов.