СПЕЦНАЗ УХОДИТ В ГОРЫ

Ночью в небе над Курчалоем то и дело слышались рокот проносящихся вертолетов и характерный свист "Сушек". В дежурную часть Курчалойского РОВД поступило оперативное сообщение: в горах на стыке с Веденским районом обнаружены группы боевиков. Едва рассвело, на поиск бандитов из районного центра вышла колонна автомашин с бойцами милицейского спецвзвода. В виде исключения участвовать в спецоперации было разрешено и корреспондентам "Труда".

За селением Хиди-Хутор, где горная дорога из-за дождей стала практически непроходимой, колонна остановилась. Гуськом - впереди разведчики, по сторонам боковое охранение - бойцы двинулись в гору, один за другим исчезая в густых зарослях. Шли профессионально: ни шороха, ни треска сушняка.
- От меня - ни на шаг, - предупредил нас руководитель спецоперации, начальник милиции общественной безопасности РОВД Арби Саламаниев. - Засада может быть в любом месте, возможны минные растяжки...
Я знаю: Арби - воин опытный, сражался с боевиками еще в первую чеченскую кампанию, да и сейчас почти не выходит из спецопераций. Люди в поиск идут с ним не колеблясь, знают - вернутся живыми - то ли Арби не изменяет военная удача, то ли действительно ему известны все хитрости боевиков...
Автоматная очередь, приглушенная расстоянием и стеной деревьев, прозвучала неожиданно и резко.
- В цепь! - крикнул командир.
Между деревьями замелькали едва различимые в защитных спецовках фигуры бойцов. Кольцо оцепления стало неумолимо сжиматься. То прячась за стволами деревьев, то бросками преодолевая открытые пространства, спецназовцы, стреляя на ходу короткими очередями, устремились к небольшой опушке. Здесь скоротечный бой и закончился. Трое бородачей, бросив автоматы, подняли руки, четвертый пытался бежать, но был тотчас повязан.
- Можно поговорить с задержанными? - обращаюсь к командиру.
- А вы арабским владеете? - отвечает он. - Похоже, это наемники. Молчат, ни на какие вопросы не отвечают. Ну, разберемся, заговорят...
Отправив задержанных под конвоем к машинам, отряд двинулся дальше в лес.
- По нашим данным, - говорит командир взвода Рамзан, - где-то здесь должен располагаться крупный схрон с оружием. Его надо уничтожить.
Уже вечерело, когда в лесной чаще бойцы наткнулись на неприметный с виду бугорок, густо поросший травой. В ход пошли саперные лопаты, и вскоре под слоем дерна открылась довольно вместительная яма, доверху заполненная металлическими коробками и дисками.
- Аллах акбар! - восклицает Арби. - Хорош улов. Видите, это противотанковые и противопехотные мины, цинки с патронами и фугасы. Ждали своего часа. Ну что ж, дождались.
Только уже возвращаясь на базу, узнаем, что в этот день Арби стукнуло 38 лет. Прямо в машине "взяли" по сто фронтовых граммов. Завязался откровенный разговор.
- Сколько же еще бандитов бегает по горам?
- Хватает, хотя уже совсем не то, что год-два назад. Многие боевики сложили оружие и реабилитированы. И вообще, думаю, чеченцев в бандформированиях стало гораздо меньше. Остались те, кто по колено в крови. При спецоперациях все чаще в плен попадаются арабы-наемники, дагестанцы и ингуши. У них - и гранатометы, и "подствольники", и приборы ночного видения. А у нас - только автоматы да пистолеты. Ничего другого, оказывается, милиции не положено. Даже БТРов нет. На весь РОВД выдали 16 гранат, да и те велено хранить в сейфах.
- Как же вы управляетесь с бандитами?
Арби некоторое время молчит, а потом, состроив комическую мину, подносит палец к губам:
- Только никому - ни слова! Все у нас есть - и гранаты, и подствольники. Только все это, так сказать, - личная собственность. Каждый достает как может, чаще всего покупаем у российских солдат и офицеров. Чем-то воевать ведь надо!
В ПОСЛЕДНИЙ ЧАС
На сайте в Интернете "Кавказ-центр" появилась "сенсационная" информация о якобы совершенном покушении на сына Ахмата Кадырова Рамзана - руководителя службы безопасности президента Чечни.
Судя по сообщению, экс-министр обороны Ичкерии Магомед Ханбиев, недавно сдавшийся властям по инициативе Рамзана Кадырова, выстрелил ему в голову. В тяжелом состоянии сын Кадырова вроде бы доставлен в гудермесскую больницу. Самого же Ханбиева охрана буквально изрешетила пулями.
Лично меня кровавый сюжет весьма удивил. Буквально на днях в Гудермесе Рамзан познакомил меня с Ханбиевым, мы втроем долго беседовали. Отношения между вчерашними противниками, насколько я заметил, сложились весьма доверительные, если не дружеские. Магомед даже сказал мне, что готов сотрудничать со службой безопасности, чтобы облегчить положение простых чеченцев. "Здесь, - подчеркнул он, - я нужнее, чем в лесу".
И вот - подтверждение моим сомнениям. Ближайший к Рамзану сотрудник его личной охраны по имени Хасманхаджи в телефонном разговоре со мной категорически опроверг информацию "Кавказ-центра". "Наши враги хотели бы, чтобы с Рамзаном что-то подобное случилось, - сказал он. - Но этого им не дождаться, мы сами их раздавим. Рамзан сейчас на операции в горах, я ему сообщу о вашем звонке".