Бег продюсеров за двумя зайцами

Все чаще у нас снимают фильмы сразу в двух форматах - полный метр и сериал. Это, можно сказать, российское ноу-хау

Телевизионный сезон близится к завершению. Окончательные оценки давать еще рано, но уже можно констатировать, что он оказался довольно урожайным на неплохие сериалы. Только за последний месяц-полтора нам показали «Фарцу», «Ленинград 46», «Родину», «Орлову и Александрова», «Однажды в Ростове». Каждому можно предъявить какие-то претензии, но огульно утверждать, что по «ящику» смотреть нечего — значит снобствовать или кривить душой.

Так что же, отечественное сериальное производство набирает обороты? К сожалению, нет. С большой долей уверенности можно предположить, что репертуар следующего сезона будет слабей.

Вообще-то опыт прошлого кризиса показал, что всякие финансовые неурядицы индустрию развлечений затрагивают в последнюю очередь. Как ни странно, в минуту жизни трудную среднестатистический россиянин между холодильником и телевизором выбирает последний. И если рестораны сегодня закрываются один за другим, то операторы платного телевидения вовсе не жалуются на массовый отток абонентов.

И все же есть тревожные знаки. Продакшн-компании вынуждены признать, что производство сериалов значительно сократилось, а кое-где и вовсе прекратилось. На то есть несколько причин. Телеканалы перестали аккуратно платить за уже вышедшие проекты, у них у самих нет денег ввиду сокращения объемов рекламы. Долги перед производителями составляют миллионы долларов. Инвестировать же в то, что не принесет дохода, никто не торопится. Поэтому продюсерам все труднее находить источники финансирования. Кроме того, прекратился показ российских сериалов на Украине — прежде это приносило весьма неплохие барыши.

Нет, конечно, съемки не остановились полностью, но ожидать сериального звездопада не следует. И уж тем более не следует ждать дорогостоящих многосерийных блокбастеров.

Впрочем, проблемы с финансированием сериалов у нас непреходящи. И на какие только ухищрения не идут продюсеры, чтобы окупить свои расходы! Обратили внимание, что все чаще у нас снимают фильмы сразу в двух форматах — полный метр и сериал? Это, можно сказать, российское ноу-хау.

В западной шоу-индустрии давным-давно существует практика, при которой по мотивам успешного сериала снимается одноименный фильм (или наоборот). В последнее время нечто подобное стало практиковаться и у нас. Вспомним, к примеру, «Кухню в Париже», основой для которой послужил сериал «Кухня». Не за горами и «Кухня в Китае».

Но почему этот механизм зарабатывания денег не набрал оборотов? Ответ прост: среди отечественных сериалов последних лет совсем немного таких, которые можно назвать культовыми. Кроме того, за рубежом фильмы снимаются на основе сериалов, выдержавших несколько сезонов, на которые зрители подсели особенно прочно. У нас таковые имеются?

Тут случай особый. Когда авторы нового проекта объявляют о том, что снимаемый ими фильм выйдет еще и в расширенной версии в качестве сериала, поневоле возникает вопрос: зачем? Когда один коммерчески успешный проект вдохновляет на создание следующего, это понятно. Но когда снимаются одновременно два, и еще не факт, что хотя бы один будет мало-мальски удачным, — зачем? Ведь ежу понятно, что два формата обходятся дороже одного. В чем же смысл? Если спросить об этом режиссеров, они, скорее всего, ответят в том духе, что сценарный материал был таким масштабным и интересным, а отснятого материала так много, что жалко было урезать его до стандартных двух часов. Вот и решили сделать еще и сериал.

Но это лукавство. Ни один продюсер не позволит снимать десятки эпизодов, которые заведомо не войдут в полнометражный фильм. Скорее всего, дело в том, что отечественные фильмы крайне редко окупаются. Вот и приходится параллельно снимать сериал, чтобы «отбить бабки» на ТВ.

Но этот хитрый ход изначально порочен. Если в полный метр не включаются какие-то эпизоды или даже целые сюжетные ходы, значит, они не так уж важны? Стало быть, и сериал будет всего лишь растянутой версией фильма. Если же все важно в равной степени, значит, картина в кинотеатрах будет неполноценной.

В одном из интервью продюсер «Битвы за Севастополь», которая также выходит в двух форматах, посетовала, что очень сложным был монтаж: концы не сходились с концами, возникали смысловые провалы. Как раз та самая история (дай, конечно, бог авторам удачи!).

Нечто подобное произошло, например, с проектом «Высоцкий. Спасибо, что живой». Фильм производил странноватое впечатление, поскольку некоторые его персонажи были непонятны зрителю. Кто они? Откуда? Чем связаны с главным героем? Когда же вышел одноименный сериал, все встало на свои места.

Кроме того, ни один продюсер не пойдет на дорогостоящие съемки в полном объеме. Те, которые для фильма, будут масштабнее и ярче. Сериальные — попроще и подешевле. Ведь понятно, что ни один телеканал не заплатит за сериал как за полноценный, только длинный-предлинный художественный фильм. Яркий тому пример — «Адмиралъ». Полный метр под этим названием впечатлял спецэффектами и динамикой. Сериал, за исключением кадров из фильма, оказался блеклым и вялым.

Кстати, существует закономерность: чем меньше серий в сериале, тем полноценней оказываются оба формата. Но вот беда: меньше серий — меньше денег.