«Какие проблемы»: Кадыров согласился рассказать все, что знает об убийстве Немцова

Попутно глава Чечни признался, что стрелять по силовикам из соседних регионов, проводящих без предупреждения операции в республике, он приказал «на эмоциях» 

Президент Чечни Рамзан Кадыров заявил в четверг, 30 апреля, что готов дать показания по делу об убийстве Бориса Немцова.

«Я готов дать показания с удовольствием. Какие проблемы. Если, тем более, требуют дети. Если докажут, что убил Заур Дадаев, то пусть он посидит в тюрьме срок, который ему назначит суд. Если человек совершает преступление, то он должен нести за это ответственность», – заявил Кадыров.

При этом чеченский президент отметил, что его очень заинтересовало, какие именно вопросы появились к нему у адвокатов семьи Немцова.

«Мне интересно, что они говорят, как они говорят, почему у них ко мне вопросы. Они говорят, что якобы Кадыров когда-то сказал Немцову, а я не помню этого. Просто Немцов, остальные, та «пятая колонна», когда их начинают забывать – то они сразу про меня вспоминают, чтобы определенное население России заговорило о Кадырове, чтобы они были на плаву», – сказал глава республики.

Родственные связи

23 апреля стало известно, что адвокаты, представляющие интересы погибшего 27 февраля Бориса Немцова и его детей, подали ходатайство следователю по особо важным делам при председателе Следственного комитета РФ Игорю Краснову, попросив допросить высокопоставленных руководителей Чечни «на предмет причастности к организации убийства». В числе тех, кому, по мнению адвокатов, правоохранителям следует задать вопросы, названы глава республики Рамзан Кадыров, депутат Госдумы Адам Делимханов и заместитель командира батальона «Север» Руслан Геремеев.

«Несмотря на то, что следствие производится на протяжении более полутора месяцев, потерпевшим неизвестно, установлены ли лица, организовавшие и заказавшие убийство» Бориса Немцова», – говорится в тексте ходатайства.

Адвокаты подчеркнули, что обвиняемыми по этому делу проходят сотрудники силовых ведомств республики, которые связаны должностными и родственными связями с руководством Чечни. По мнению составителей ходатайства, «к организации убийства по найму могут быть причастны высшие должностные лица руководства Чечни и руководители силовых структур республики».

Адвокаты также указали, что между Кадыровым и Немцовым имелся давний конфликт. На их неприязненные отношения, по мнению защиты, указывают высказывания Кадырова в адрес оппозиционера и сведения, содержащиеся в автобиографической книге Немцова «Исповедь бунтаря». Юристы полагают, что отношения между политиками могли накалиться из-за разоблачительных постов Немцова в Интернете, в которых тот обвинял Кадырова в том, что выходцы из Чечни якобы воюют против украинских военных на территории Донбасса.

«Полагаем, что вышеизложенные факты свидетельствуют о наличии у высших должностных лиц Чечни возможного мотива для устранения политического оппонента», – отмечено в заявлении адвокатов.

Обозреватели отметили, что некоторые из высказанных предположений подтверждаются фактами, известными из открытых источников. Прежде всего это касается родственно-служебных связей между фигурантами громкого дела и руководством республики.

Так, главным обвиняемым по громкому делу проходит бывший зам командира батальона «Север» Заур Дадаев. Командует этим подразделением Алибек Делимханов, родной брат советника главы Чечни и по совместительству депутата Госдумы Адама Делимханова. Другой обвиняемый, Тамерлан Эскерханов, проходил службу в РОВД по Шелковскому району Чечни, главой которого является Ваха Геремеев. Последний приходится двоюродным братом Адаму Делимханову и родным – сенатору от Чечни Сулейману Геремееву, который ранее также проходил фигурантом по нескольким уголовным делам.

Суть вопросов – не секрет

На заявление Кадырова оперативно отреагировал адвокат Вадим Прохоров, представляющий интересы семьи Немцова. Он отметил, что готовность главы Чечни дать показания «можно лишь приветствовать», и пояснил журналистам, что именно он хотел бы от него услышать.

«Первое, чтобы я спросил у Кадырова – может ли он, как глава Чечни, оказать содействие в поисках Руслана Геремеева, одного из возможных фигурантов дела об убийстве Бориса Немцова», - заявил юрист.

Также Прохоров подчеркнул, что в последнее время риторика, касающаяся убийства Немцова, существенно изменилась. «Тому есть несколько причин, - полагает адвокат. – Еще совсем недавно Рамзан Кадыров называл одного из подозреваемых в преступлении, Заура Дадаева, настоящим патриотом России. Однако во время недавней прямой линии с населением Владимир Путин сказал о том, что исполнители убийства Немцова, вероятно, найдены, и осталось найти заказчиков».

Во-вторых, напомнил Прохоров, Кадыров на прошлой неделе «шокировал всех своими призывами расстреливать федеральных силовиков. После этого руководителям силовых ведомств волей-неволей пришлось заявить о недопустимости таких высказываний. Что об этом думает высшее руководство страны – неизвестно. Но, думаю, все дело в том, что Кадыров решил не идти ему наперекор, сменить свою риторику, а отсюда – и заявление о готовности дать показания», - выразил свое мнение адвокат.

Заявление на эмоциях

Сам Кадыров также в разговоре с журналистами коснулся нашумевшей истории с «распоряжением» о стрельбе.

«Я на эмоциях сделал заявление, - признал чеченский президент. - Просто обидно было, что один случай, второй, третий... Это чисто на эмоциях. Мой советник мне тоже говорил: «Давайте разберемся, не спеши».

Мы живем в правовом государстве, в России, поэтому мы выдаем преступников, - добавил Кадыров. – Мы уничтожаем террористов. Если человек совершил преступление, то я за него не заступаюсь», - подчеркнул он.

Инцидент, послуживший поводом для эмоционального высказывания главы Чечни, произошел 19 апреля. Полицейские из Ставрополья попытались в центре Грозного задержать уроженца Чечни Джамбулата Дадаева, объявленного в федеральный розыск за убийство ставропольского бизнесмена. Во время спецоперации Дадаев оказал сопротивление и был убит.

На место происшествия прибыли чеченские силовики, однако ставропольские полицейские вызвали подкрепление из Ханкалы и с его помощью выехали с места происшествия. Вскоре после этого Кадыров потребовал от чеченских силовиков решительно пресекать такие операции.

«Я официально заявляю, если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения – будь москвич или ставропольчанин, – открыть огонь на поражение. С нами должны считаться… Мы не имеем права элементарно выезжать на территорию Ингушетии и проводить против экстремистов и террористов мероприятия. Если вы хозяева своей территории, то должны контролировать. Хватит. Нас унижали, оскорбляли. Мы не для этого принимали Конституцию РФ, чтобы нас убивали», – заявил Кадыров, обращаясь к руководителям чеченских силовых служб.

На следующий день после этого заявления Следственный комитет Чечни возбудил в отношении ставропольских полицейских уголовное дело. Однако вскоре оно было закрыто по личному распоряжению главы СК РФ Александра Бастрыкина. В ответ Кадыров потребовал, чтобы Бастрыкин объяснил мотивы прекращения расследования.