Цены как в Милане. Еще бы еврозарплату впридачу...

В пересчете с похудевшего рубля московские цены сравнялись ценникам на миланской улице Монтенаполеоне - Мекки для модников

Весенние витрины ЦУМа и многочисленных бутиков, окружающих редакцию «Труда», украшают заманчивые указатели: «Цены как в Милане!». Напоминает ильфо-петровские «Обеды как у мамы». И ведь продавцы не врут: в пересчете с похудевшего вдвое рубля московские цены сравнялись или близко подошли к ценникам на знаменитой миланской улице Монтенаполеоне, этой Мекки для модников.

Падение платежеспособности среднего российского поклонника брендовой одежды вынуждает продавца сбывать товар в Москве на грани самоокупаемости, отказавшись от былой практики автоматического удвоения цен при попадании его в Столешников переулок или Третьяковский проезд. Сравниваю: майка с принтом от DG торгуется в ЦУМе и в Милане по 200 евро. А, к примеру, сорочка от Brioni обойдется в 36 тысяч в Москве и 31 тысячу рублей в эквиваленте в миланском бутике. Но разница легко покрывается одной посадкой в такси из аэропорта Мальпенса до города, а ведь нужны еще и авиабилеты, и отель... Нет, если не скупать бренды оптом, шопинг-тур в Милан уже не окупится, как в былые времена.

Заочная схватка Эллочки-людоедки с миллионершей Вандербильд в условиях кризиса обретает новые очертания весной 2016-го. Fashion Consulting Group изучила динамику спроса на модную одежду с начала кризиса в России. Главный потребитель брендов — средний класс. В развитых странах доля его составляет половину населения и выше, а в России, по данным РАНХиГС, — 22%.

Представители верхней его части с доходом 50-150 тысяч рублей на человека в месяц в регионах (100-200 тысяч в Москве) не снизили запросов и покупают, как и прежде, люкс и премиум вещи — Zegna, Brioni, Armani, Lanvin, Prada, Dior... В целом, Рублевка и окрестности кризиса не ощутили. Пусть былого разгула не наблюдается, Luxury Village распродается по миланским ценам. Недаром этой весной Дженнифер Лопес после выступления на свадьбе Гуцериева-сына скупила пол-Столешникова.

Cредний средний класс (50-100 тысяч дохода в Москве) переоделся во что попроще — из Tommy Hilfiger в Zara, а там и в Ostin. Если в 2014-м он занимал 39% рынка, то к настоящему моменту его доля сжалась до 20%. Ну, а нижней части среднего класса остается только искать себе сомнительную Prada на вещевых рынках...

В апреле, по данным Росстата, долги по зарплате в России подошли к 5 млрд рублей, увеличившись за месяц на 35,4%, и тут уже многим не до обновок: более 60% россиян стали экономить на одежде. Зато мы наконец-то обратили внимание на одежду отечественного производства. Хотя говорить об импортозамещении рано — ткани и оборудование остаются зарубежными. Московский дизайнер Полина Голубь резюмировала на сей счет: «Без импорта мне останется шить только рубашки из фланели».

С 2013 по 2015 год итальянский экспорт в РФ в целом сократился с 10,7 до 7,1 млрд евро. Но генсек Итало-российского комитета предпринимателей Пьер Паоло Челесте заверяет, что никуда итальянцы с российского рынка не уйдут: «Потеряв 20% в сегменте моды, мы остались и продолжаем работать. А в начале 2016-го появились признаки восстановления рынка». Гуру моды Джорджио Армани, впервые с 2009 года посетивший Россию, назвал нашу страну ключевым для него рынком. Итальянцы воюют с китайцами, которые по продажам одежды вышли на первое место в мире и, по выражению Челесте, «делают вещи точь-в-точь как наши»...

А что же интернет-торговля? Тут, несмотря на кризис, просто бум. Ежемесячно россияне совершают 1,19 млрд визитов на 358 тысяч онлайн-площадок, проводя на сайтах магазинов 3,1 млрд минут. В то же время в I квартале 2016 года в Москве не появилось ни одного нового торгового центра — впервые с 2002 года! А в существующих ТЦ вакантны 8% площадей — между прочим, полмиллиона квадратных метров.

В сегменте товаров повседневного спроса интернет-продажи выросли на 55%, в то время как с прилавка — всего на 14%. У молодежи нет времени и желания бродить по бутикам или ковыряться в стоках.

У крупнейших игроков интернет-торговли продажи пухнут как на дрожжах. Оборот Lamoda за полугодие удвоился и составил 3,21 млрд рублей. Онлайн-продажи «М.Видео» за тот же срок выросли на 29,2% до 8,3 млрд, выручка Ozon.ru — на 38%, «Евросети» — на 48%.

Былые шопинг-туры по евробутикам и сезонным дефиле выходят из моды. Дороговизна Оксфорд-стрит в Лондоне и рю Фобур Сент-Оноре в Париже, как и миланской виа Монтенаполеоне, отпугивает даже стойких. Зато брендовые кластеры — деревни, расположенные в часе езды от крупнейших городов (Wertheim Village под Франкфуртом, La Roca под Барселоной, La Vallee под Парижем, Bicester близ Лондона) — сохраняют рентабельность. Что делать, люди, особенно женщины, по-прежнему предпочитают пощупать, увидеть, примерить и: дать себя уговорить. Тем более, лабутены на дороге не валяются...