ПОДАЙТЕ ГОСУДАРСТВУ НА ПРОПИТАНИЕ

Налоговая система - святая святых современного рыночного государства. Россия стремится стать таковым - об этом говорят неутихающие споры разных групп разработчиков налоговой реформы.

Почему так важны налоги для современного государства? Потому что оно социальное. Его задача, кроме защиты прав и собственности граждан - распределение части общественного богатства в пользу коммерчески неактивной части населения - детей, стариков, работников бюджетной сферы. А также в пользу общественно необходимых, но объективно убыточных сфер - культуры, здравоохранения, образования, науки, экологии, армии. Это то, что у нас называлось социализмом.
Избавившись от присущих советской экономике средств решения социальных проблем, Россия долгие годы овладевала рыночными механизмами перераспределения общественных благ. Наиболее простой и даже примитивной формой оказалась инфляция. На заре ельцинских реформ, не имея еще полномасштабной налоговой системы, государство просто-напросто печатало ничем не обеспеченные деньги и тем самым взимало с каждого так называемый эмиссионный налог. "Ставка" налога применялась единая для всех - до десятков процентов в месяц от имевшихся в распоряжении у граждан и предприятий денежных сумм. Чем богаче были граждане и предприятия - тем больший эмиссионный налог они платили, то есть несли потери от инфляции. В результате львиная доля предприятий потеряла свои оборотные средства, а миллионы граждан - накопления. Хотели избавиться от примитивной социалистической уравниловки - получили уравниловку еще более жесткую.
Параллельно развивалась, собственно, налоговая система. Помню, когда в 1991 году впервые сдавал бухгалтерский отчет частного предприятия в налоговую инспекцию, на меня смотрели, как на прилетевшего в летающей тарелочке марсианина. Налоговые инспектора походили не на госслужащих, а на хазановского практиканта кулинарного техникума.
Через пару лет в инспекциях уже возникли очереди, а инспектора стали напоминать паспортисток жэка - им до лампочки и вы, и ваши проблемы, да и по большому счету и собираемые с вас налоги. Главная их задача - заставить вас принести побольше справок. Даже инструкции своего ведомства они знали лишь понаслышке, поэтому обвести их вокруг пальца желающим не составляло большого труда.
Не забудем, что инфляционный налог тем временем продолжал работать на всю катушку. Но и к нему вскоре привыкли и даже научились обходить: и граждане, и предприятия стали уходить от инфляции, всеми правдами и неправдами приобретая доллары, переводя деньги за границу. Тем временем государство прибегло и к другим способам перераспределения - пирамиде ГКО и кредитам МВФ. С их помощью научились проедать доходы будущих поколений, то есть обложили налогом наше завтра.
Непосредственно же налоговая система развивалась без всякого разумного плана и цели. Законы громоздились на законах, поправки на поправках, инструкции на инструкциях. По всему было видно, что налоги, конечно же, волновали наше государство, но как-то не до конца всерьез.
Кризис 1998 года враз обрубил сразу несколько источников перераспределения общественного пирога. Пирамида ГКО исчерпала себя, МВФ повесил на свои сейфы огромные замки. Денежная эмиссия? Будь она применена в то время, это означало бы срыв в гиперинфляцию и полный коллапс экономики.
И тогда впервые заговорили о налоговой реформе по-настоящему. Сложившаяся к настоящему времени структура напоминает терем-теремок из одноименной сказки. Заинтересованные ведомства, министерства, регионы - каждый создавал свою пристроечку, балкончик, времяночку. Проявлялись чудеса изобретательности и идиотизма: в одном регионе, например, существовал налог на футбольные поля. А что такое, скажем, налог на приобретение транспортных средств, как не апофеоз чиновничьей глупости? Стоит, скажем, на рынке автомобиль 100 тысяч рублей. Вы решили купить его для предприятия, то есть не за наличные деньги, - уже он вам обойдется в целых 120 тысяч. Самое смешное, что даже, получив государственные номера, вы не сможете ездить на нем, до тех пор пока не заплатите еще несколько тысяч рублей за транспортную лицензию.
При нынешней налоговой системе, которая надоела всем горше черной редьки, мы живем уже не один год. Самое парадоксальное, что именно в этом и состоит ее главное преимущество. Граждане и предприятия научились минимизировать свои потери, связанные с несовершенством фискальной системы. Любая же серьезная реформа предполагает существенные изменения в правилах игры. Обязательно будут проигравшие. Вот чем, с нашей точки зрения, объясняется острота дебатов вокруг предстоящих нововведений. Плюс, не будем забывать, что речь идет о переделе общественного пирога.
Нынешнюю налоговую систему ругают все. Предприниматели и граждане - за непомерные ставки, бухгалтеры - за путанную систему учета. Нет смысла в десятый раз повторять те предложения, которые сегодня обсуждаются в Думе и в правительстве - большинство из них разумны и прогрессивны. Улучшится ли наше отношение к налогам после реформы? Готов поспорить, что нет. Во-первых, любой налог всегда будет плохим, потому что требует от вас отдать часть заработанного. Во-вторых, доверие к государству, сделавшему половину своего населения нищим, не восстанавливается в одночасье. А в-третьих, в налоговых инспекциях и после реформы останутся те же "начальники жэков".
Оптимизм внушает другое: государство осознало свое несовершенство, свою неспособность контролировать все и вся - и решилось ослабить налоговый пресс. Будем надеяться, что ему удастся и умерить свои аппетиты.