09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПАСПОРТ ДЛЯ ВАГОНА

Вагринов Александр
Опубликовано 01:01 30 Мая 2000г.
Занимая свое место в вагоне поезда или с уважением поглядывая на работягу-локомотив, упорно тянущий вереницу платформ или цистерн, вы, наверное, и не догадываетесь, что имеете дело с настоящими "железными" гражданами, у каждого из которых имеется свой "паспорт". Да еще и не простой, а электронный. Вагону, как известно, документ с собой возить ни к чему. Полтора миллиона электронных "паспортов" ( именно такое количество вагонов и контейнеров составляют железнодорожный парк стран СНГ и Балтии) хранятся в Главном вычислительном центре (ГВЦ) МПС. Об этом и многом другом мы беседуем с начальником ГВЦ Эдуардом Сергеевичем ПОДДАВАШКИНЫМ.

- Сегодня ГВЦ - это пульт управления движения пассажирских и грузовых поездов по территории всего бывшего СССР, мозговой центр отрасли, вырабатывающий экономическую и финансовую стратегии ее развития, - говорит он.
Когда находишься в кабинете главы центра, сомнений не возникает, что хозяин его - железнодорожник: даже телефон здесь в виде искусно сделанного локомотива. "Отраслевой" патриотизм для Эдуарда Сергеевича естествен, ведь он железнодорожник потомственный и знает в своем деле все - любимому делу отдал 43 года жизни. Его дед был стрелочником, отец дважды удостоился знака "Почетный железнодорожник". Сам Эдуард Сергеевич, начав послужной список с плотника небольшого паровозного депо, был и начальником железнодорожный станции на Восточно-Сибирской магистрали, и генеральным конструктором систем телекоммуникаций и информатизации на железнодорожном транспорте. Постепенно дорос до поста первого заместителя министра путей сообщения РФ. И сейчас уже несколько лет академик Академии транспорта России и Международной академии информатизации является ведущим руководителем программы информатизации отрасли, а его центр вырос в одну из самых богатых информационных "копилок" всего СНГ.
- Любые информационные потоки, зарождающиеся на всех "этажах" нашего железнодорожного хозяйства, стекаются в центр, где на их основе формируются специальные базы данных, - рассказывает Эдуард Сергеевич. - Главная наша цель - оперативное обеспечение информацией всех технологических процессов и сфер отрасли для достижения максимальной эффективности ее работы. В наше время особенно верны слова: незнающий - проиграет. Мы созданы для того, чтобы знать, что происходит на стальных артериях страны. Самое современное техническое оснащение позволило нам аккумулировать колоссальные объемы информации, обработав которые высококвалифицированные специалисты центра выполняют и управленческие задачи. А с 1995 года ГВЦ возглавляет работы по обеспечению взаимодействия информационно-вычислительных центров железных дорог стран СНГ и Балтии. Территориальный размах нашей деятельности - весь бывший Советский Союз.
В компьютерных "кладовых" центра кропотливо собирается и хранится информация о всем подвижном составе стран СНГ и Балтии. Из полутора миллионов вагонов только 900 тысяч принадлежат России. Независимо от того, кто является их собственником - государство, какое-нибудь иностранное предприятие или частная фирма, - каждый на счету у специалистов центра. Благодаря этому ГВЦ стал своеобразным "санитаром" на железной дороге. Отныне стало недопустимым "жонглирование" вагонами, когда различные махинаторы словно умудрялись надевать на них "шапки-невидимки" и те порой объявлялись лишь через несколько месяцев. Сотрудникам центра под силу помогать государствам экономить тысячи рублей, отслеживая, например, какое время использовал сосед его вагоны или контейнеры, сколько километров они на его территории "намотали". Вагоны с выработанным нормативом пробега, истекшими сроками планового ремонта теперь уже не появляются на железнодорожных путях, неся в себе угрозу безопасности движения. Электронный документ подсказывает "паспортисту" вычислительного центра, когда следует отправить "коня" на "перековку", то есть в ремонт. Информационно-справочная система, которая обеспечивает проведение плановых ремонтов вагонов в зависимости от пробега, оправдала себя не один раз. Вагонов "без определенного места жительства" на российских дорогах уже не осталось.
Как я убедился, считанные секунды нужны специалисту, чтобы найти любой контейнер или вагон на стальных ветках стран СНГ, а также Латвии, Литвы и Эстонии. Технолог вводит в компьютер восьмизначный номер "объекта", и тут же на дисплее появляется информация о проделанном им пути, сиюминутной дислокации, техническом состоянии... По этим данным легко сделать прогноз о времени прибытия состава к месту назначения, если он находится в пути. Можно высчитать, сколько времени будет потрачено на разгрузку товарняка и когда он снова отправится в дорогу. Информация, согласитесь, ценная - без нее многие экономические задачи в наше время просто не решить.
- Автоматизированный банк данных парка вагонов стал основой для решения многих прикладных задач, - поясняет Поддавашкин. - Судите сами: теперь, например, стало гораздо легче следить за сохранностью парка. Администрация каждой станции получает необходимую информацию о ее собственных вагонах, которые "заблудились" на территории других железных дорог, и о "чужих" вагонах, почему-либо "загостившихся" у них. Это значительно облегчает розыск "раскатившихся колес". Такой индивидуальный подход позволяет прилично экономить на содержании вагонного парка.
- Сейчас в ГВЦ функционируют 11 автоматизированных систем, пользователями которых являются администрации железных дорог стран СНГ и Балтики, - продолжает Поддавашкин. - Они стали основой для обеспечения задач, связанных с эксплуатацией грузовых вагонов и универсальных контейнеров в межгосударственном сообщении.
В структуре ГВЦ был создан "Информационно-технический центр по учету парка грузовых вагонов и его технического состояния", деятельность которого финансируется за счет долевых взносов железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии.
- ГВЦ, по сути дела, выполняет роль межгосударственного вычислительного центра, обрабатывая потоки информации от железных дорог нескольких государств, - подытоживает Поддавашкин. - "Провода", как у нас говорят, связывают ГВЦ с 1200 рабочих мест, расположенными на всем пространстве бывшего СССР. Руководители и аналитики МПС и всех железных дорог России в любой момент могут получить оперативную информацию и при необходимости сравнить показатели с теми, что были несколько лет тому назад. Поэтому к числу главных наших задач относятся разработка и внедрение технологий, обеспечивающих защиту и достоверность информационных ресурсов отрасли, бесперебойное функционирование центров обработки информации дорожного и сетевого уровней на базе создания системы резервных вычислительных центров.
...Из особой машины, называемой плоттер, слегка подрагивая, выползает широкий лист со множеством разных линеек. Расстелив его на столе, начальник технологического отдела Александра Яковлева рассказывает:
- Здесь мы можем проследить движение всех поездов, которые находятся на ветках Московской железной дороги. Сейчас их в пути не менее 100. Вообще в ГВЦ составляются графики для всех российских поездов и иностранных, которые проходят по нашей территории. Раньше, конечно, было проще. Благодаря плановому хозяйству заранее на конкретную дату можно было планировать определенное количество составов, которые необходимо доставить в тот или иной город для загрузки. Ситуация сейчас далеко не та. А раз непредсказуемости стало больше, повысилась и интенсивность работы ответственных за составление графиков. По заявке центр любую "нитку" пути "протянет" так, чтобы это было удобно заказчику. Грузопоток усилился, и мы стараемся увеличить пропускную способность железной дороги.
Мы идем дальше и оказываемся в просторной комнате с большим экраном на стене, на котором постоянно меняется множество цифр, понятных только посвященным. Это Центр управления вычислительными ресурсами отрасли (или ЦУП), запущенный в работу всего несколько дней тому назад. ЦУП работает по беспрерывному графику. Именно здесь осуществляется общий контроль за местонахождением всех вагонов, контейнеров, а также их грузов. Специалисты ЦУПа будут регулировать и различные финансовые потоки и экономические процессы отрасли. Это - святая святых ГВЦ.
- Министр путей сообщения Николай Емельянович Аксененко прекрасно понимает значение нашей работы, и мы всегда чувствуем его поддержку и уверенно можем ставить перед собой новые цели, - считает Эдуард Поддавашкин.
- Для новых задач нужны новые люди. Где же вы их находите?
- А мы их сами воспитываем, - замечает глава центра. - Созданный в ГВЦ учебный центр выполняет функции головного учебного центра отрасли. В нашем филиале Института новых информационных технологий уже повысили свою квалификацию несколько тысяч специалистов. Открылась у нас и аспирантура. Куда же сейчас без науки?!
Пройдясь по учебным классам ГВЦ, можно только позавидовать студентам - вся техника, что называется, с иголочки, самые последние электронные новинки собрались именно здесь.
- А как же иначе? - разводит руками Эдуард Сергеевич. - Тот, кто думает о будущем своего дела, думает о молодежи. Мы особенно гордимся тем, что каждый пятый наш сотрудник - представитель молодого поколения. Они видят свои профессиональные перспективы, находят здесь единомышленников - знаете, если честно, плохие люди у нас не задерживаются. Но из поколения в поколение многие выбирают своей судьбой железную дорогу и служат ей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников