19 октября 2017г.
МОСКВА 
8...10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 57.27   € 67.36
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АНДРЕЙ КАЛМЫКОВ: МЫ НАХОДИМ СОЮЗНИКОВ ДАЖЕ ТАМ, ГДЕ ИХ, КАЖЕТСЯ, НЕТ

Филиппов Вадим
Опубликовано 01:01 30 Мая 2000г.
Андрей Калмыков не любит, когда его называют чиновником. Хотя его официальный статус прямо на то указывает и не дает, казалось бы, поводов именоваться как-либо иначе. Он - руководитель представительства администрации Самарской области при правительстве РФ, вице-губернатор. Ему 43 года. Он кандидат медицинских наук. Когда-то практиковал в инфекционной больнице Самары. Потом окончил в Москве ординатуру по специальности "организация и управление здравоохранением". Искусством лоббизма начал овладевать позже, работая коммерческим директором в России одной из французских фармацевтических фирм. В июне исполняется пять лет с тех пор, как было создано столичное представительство Самарской области, которое Калмыков бессменно возглавляет. Небольшой юбилей совпал, однако, с началом большой реформы власти в России. Вся система государственного управления будет вскоре преобразована. И радикальные изменения претерпят отношения регионов с центром. Поэтому нынешний разговор с полпредом одной из крупных и высокоразвитых российских областей приобретает особую актуальность.

- Все-таки как вас прикажете называть? "Чиновник" вам не нравится. Тогда - дипломат? Или, может, лоббист - прямо и откровенно?
- Если я скажу, что никаким лоббизмом интересов Самарской области в Москве не занимаюсь, значит, надо меня увольнять. Ну конечно же, я лоббист. Это моя профессия. И это мои должностные обязанности, вытекающие из моих полномочий.
- Полномочия большие?
- По крайней мере их достаточно, чтобы мы смело распахивали двери многих столичных кабинетов, где бы эти кабинеты ни находились - в Кремле, в Белом доме или на Охотном ряду.
- Каковы задачи представительства?
- Наши задачи - осуществление связи и координации исполнительной и законодательной властей федерального уровня с аналогичными ветвями на областном. И прежде всего согласование позиций бюджета. Тут наши взаимоотношения с центром существенно отличаются от взаимоотношений многих других регионов с Москвой. Потому что Самарская область является донором федерального бюджета. Но при этом мы участвуем в осуществлении на нашей территории и ряда федеральных программ. К примеру, в строительстве самарского метрополитена. Или в реализации еще одной федеральной программы - социально-экологической реабилитации населения и территории Самарской области. Именно благодаря усилиям нашего представительства эти программы были подписаны и успешно проводятся в жизнь.
Кроме того, есть еще программы, выполнение которых невозможно без участия наших соседей, входящих в ассоциацию "Большая Волга". Тут тоже требуется координация действий, которую легче осуществлять в Москве.
Есть и немало вопросов, связанных с деятельностью Совета Федерации, Государственной Думы, где Самарскую область представляют депутаты. И с ними тоже требуется постоянный контакт.
- А неформальные связи с теми или иными политическими группировками? А отношения с известными олигархами? Самарская область делает ставку на кого-то из них?
- Нет, мы ни на кого не ставим, держим дистанцию, стараемся быть, как теперь принято говорить, равноудаленными, чтобы не попасть в зависимость от какой-либо политической или олигархическоой группировки.
- Приходится быть дипломатом?
- Ну а как же иначе? Если уж я признаю себя лоббистом, то просто обязан владеть дипломатическими навыками. Настойчивость, обольщение, обаяние, учет личных интересов людей, от которых зависит принятие решений, - вот джентльменский набор профессионального лоббиста. Надо уметь со всеми поддерживать добрые отношения, налаживать связи, быть готовым к деловому партнерству. Эти требования распространяются и на всех сотрудников нашего представительства, включая секретарш.
- Сколько человек у вас в штате?
- Порядка тридцати. Все они - москвичи. Правда, некоторые с самарскими корнями, как и я. В представительстве несколько департаментов. Есть, например, департамент организационный, который занимается подготовкой встреч, переговоров, совещаний как для нас, сотрудников представительства, так и для работников областной администрации. Чаще всего нам приходится взаимодействовать с аппаратом правительства, министерствами финансов, экономики, обороны, некоторыми отраслевыми ведомствами. Нередки контакты и с администрацией президента.
Имеется также департамент финансов, экономики и инвестиций. Он занимается межбюджетными отношениями, разработкой и реализацией на территории области различных экономических программ, созданием совместных предприятий, поиском новых партнеров для наших предприятий, организацией выхода самарских производителей на российский и мировой рынки... Усилиями этого департамента в Москве был создан Самарский губернский торговый дом, которому уже год... Но помимо решения стратегических задач, этот департамент выполняет и разовые поручения. Скажем, когда готовились очередные заседания комиссии Гор-Черномырдин, наши сотрудники активно работали с американской Торгово-промышленной палатой, посольством США...
- Вы не преувеличиваете заслуги вашего представительства в том, что все это время отношения Самары с Москвой складывались относительно благополучно, особенно в первые несколько лет?
- А я и не переоцениваю свою роль. Уж не знаю, к сожалению или к счастью, но отношения региона и центра складываются в том числе и из отношений губернатора с главой государства. Губернатор Константин Титов всегда пользовался большой поддержкой высших должностных лиц государства. Хотя отношения с ними не всегда складывались просто. В августе 1991 года указом президента Титов был назначен губернатором. Но назначенец всегда находится под дамокловым мечом: сегодня назначили - завтра сняли. Допустил ошибку, стал проявлять строптивость - и все: не оправдал, как говорят в таких случаях, возложенного на тебя доверия. Поэтому до 1996 года Титов был вынужден постоянно оглядываться на Москву, что сказывалось и на работе нашего представительства. А в 1996-м он стал всенародно избранным губернатором и с той поры приобрел совершенно иную степень самостоятельности, что и нам здесь, в Москве, тоже отчасти развязало руки.
- Вот тогда и начались конфликты с центром?
- Да, пожалуй, тогда, никак не раньше. Произнеся свою крылатую фразу: "Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить", Ельцин тем самым выдал карт-бланш не только президентам российских республик, но и губернаторов подтолкнул к большей самостоятельности. В конце концов, и Титов, став на этот путь, вступил в конфликт с верховной властью. Он, например, говорил, что не приемлет практику строительства финансовых пирамид, ту практику, которая привела к дефолту, краху российской финансовой системы... Он предостерегал от безудержного увлечения системой ГКО... Он выступил и с критикой Черномырдина, затем создал движение "Голос России", не встретившее особой поддержки в Кремле...
- А как, с вашей точки зрения, Кремль относится к тому, что, добровольно уйдя в отставку, Титов снова баллотируется в губернаторы?
- Думаю, относится спокойно. С пониманием политической реальности. А она такова: Титов пользуется в области доверием большинства населения и, несомненно, будет избран. Мешать его избранию Москва не станет. Ей, полагаю, достаточно печального опыта с Геннадием Селезневым, когда он так и не стал главой Московской области. Да и поспешное выдвижение Валентины Матвиенко в губернаторы Санкт-Петербурга с ее последующим отзывом, я уверен, кое-чему научило президентскую администрацию. И ведя сейчас свою избирательную кампанию, Титов не испытывает давления из Кремля.
- А чем закончился недавний конфликт губернатора с федеральным Пенсионным фондом, когда Титов требовал начислять социальные выплаты самарцам согласно узаконенному коэффициенту 0,7 и не соглашался с повсеместно практикуемым урезанным вариантом?
- Всю эту нагрузку самарский областной бюджет взял на себя. И несет. Стонет, но несет.
- Что обещает региональным представительствам в Москве затеянная Владимиром Путиным реформа власти? Создано семь федеральных округов, где появились президентские наместники. И если они, как им предписано, будут согласовывать с Москвой проекты решений федеральных органов власти, то чем тогда станете заниматься вы, представитель губернии? Не упразднят ли вашу должность?
- Реорганизация системы власти давно назрела. Выстраивание жесткой исполнительной вертикали, реформа государственного управления России остро необходимы, тут спору нет. Поэтому создание семи территориально-управленческих образований, наверное, целесообразно. Понятно, что безраздельная власть губернаторов будет урезана. Но дело в том, что губернаторы - люди, избранные населением, они публичные политики. А решать их судьбу в значительной степени будут чиновники, назначенные президентом и наделенные им широчайшими полномочиями. Тут есть проблема. Во всяком случае, если предусматривается некая процедура отстранения губернатора от должности, то эта процедура должна быть отработана до мельчайших деталей.
- Но вы довольны хотя бы тем, что полномочным представителем президента в Приволжском округе назначен Сергей Кириенко? Они оба придерживаются праволиберальных взглядов. Сработаются?
- Должны.
- И все же вы не ответили: какова административная перспектива региональных представительств в новых условиях?
- Роль этих представительств, мне кажется, не понизится. Наоборот, начнет возрастать. Все большее и большее количество вопросов станет отныне решаться не на местах, а в Москве. И значительный объем власти сосредоточится в федеральном центре, где и находятся региональные представительства. Именно тут будут обкатываться многие идеи, согласовываться интересы, например Самары и Москвы. Может быть, я излишне оптимистичен, но, мне думается, нашему ведомству работы еще надолго хватит.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.