05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КРЫША НАД ГОЛОВОЙ

Зубов Михаил
Опубликовано 01:01 30 Мая 2001г.
Вчера в Кремле прошло очередное заседание Госсовета. На этот раз губернаторы под председательством президента Владимира Путина обсудили основные принципы реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Концепцию, подготовленную рабочей группой, представил ее руководитель - омский губернатор Леонид Полежаев. С докладом о правительственной программе реформирования ЖКХ выступил вице-премьер Виктор Христенко.

Что же предлагают россиянам разработчики реформы жилищно-коммунального хозяйства? Скажем сразу: она действительно назрела. Износ коммунальной инфраструктуры составляет сегодня 60 процентов. Два миллиона человек проживают в так называемом ветхом жилом фонде. Практически по всей стране прекращены капитальные работы в системе ЖКХ, у которой, кстати сказать, кредиторская задолженность достигла невероятных высот - 245 миллиардов рублей. По словам Владимира Путина (на президиуме Госсовета), "система коммунального хозяйства в последние годы переживает кризис".
Все это так. Но ни одна реформа не несет в себе такой колоссальной социальной нагрузки, как реформа жилищной отрасли, ибо она касается всех без исключения граждан России. Именно поэтому президент обратил внимание на то, что она должна проводиться "крайне осторожно", а все ее аспекты - понятны всем.
Итак, по словам главы Госстроя Анвара Шамузафарова, сегодня граждане оплачивают лишь половину стоимости коммунальных тарифов. Точнее говоря - от 55 до 65 процентов, но с учетом льготников эта цифра понижается до 40 - 45 процентов. Другую половину коммунальных платежей должны компенсировать местные бюджеты, но они с этой нагрузкой не справляются. А раз деньги на погашение этих долгов нельзя взять из бюджетов, остается одно - получить их непосредственно от граждан.
А получить предлагается так: с 2002 года люди с высоким уровнем дохода будут оплачивать 100 процентов коммунальных платежей, а уже с 2004-го к "стопроцентникам" присоединится все население страны. В среднем за жилье придется платить вдвое больше, чем теперь.
Однако двукратное подорожание жилья может, предотвратив "коммунальную катастрофу", вызвать кризис социальный. Оплата коммунальных услуг за однокомнатную квартиру, к примеру, поднимется выше, чем зарплата учителя или врача. А ведь, помимо этого, еще нужно заплатить за электричество (тарифы вырастут, по прогнозам, в 2,2 раза), за газ, телефон...
Уже сегодня, по статистике, более двух третей среднестатистического семейного бюджета занимают затраты на питание. Остальное "съедают" транспорт, необходимость хоть изредка приобретать одежду и обувь... Такая структура доходов и расходов граждан просто не оставляет места для роста квартплаты.
Кстати, за годы реформ квартплата (относительно доходов граждан) уже и так выросла в десять раз. Если в 1992 году на квартплату уходило 0,9 процента бюджета средней семьи, то в 1999 году - уже 9 процентов. Нынче же эта цифра и вовсе может скакнуть до запредельных высот.
В Госстрое предполагают, что в результате повышения тарифов плата за жилищно-коммунальные услуги не превысит 22 процентов от доходов "среднего семейного бюджета". Если же прибавить сюда плату за электричество и прочее, то "коммуналка" съест уже 30 процентов семейного бюджета, что находится на том же уровне, что и в развитых странах Европы. Вот только уровень зарплат в России и странах Европы несопоставим, а цены на продукты питания и первой необходимости как раз сопоставимы.
Да и само понятие "средний семейный бюджет россиянина", мягко говоря, расплывчатое. Скажем, семья, состоящая из врача, учителя и ребенка-школьника, чтобы расплатиться за жилье "без скидок", будет вынуждена отдавать все свои деньги до копейки. Как решить эту проблему?
Разработчики реформы предлагают два варианта: либо компенсировать малоимущим дополнительные траты на жилье, на что планируется выделять из бюджета по 50 миллиардов рублей в год (нынче выделяются три миллиарда), либо установить предельную планку квартплаты - то есть брать за жилье не более 22 процентов от доходов семьи. Недостатки есть у обоих проектов, один из них - новые кучи справок, многократный рост бумажного делопроизводства и простор для чиновничьих махинаций в жилконторах. К тому же пока неясно, будет ограничение в 22 процента от доходов распространяться на всех или только на самых нуждающихся? Во втором случае это уже может привести к возрождению почти почившей системы "скрытой" зарплаты в конвертах, когда прятать часть дохода вновь станет выгодно.
Однако за что же мы будем платить эти сто процентов квартплаты? Как известно, в данную сумму входят и уборка подъездов, и плановый ремонт жилья, и обслуживание квартир сантехниками и электриками, и еще около тридцати различных услуг, которые нам обязаны предоставлять. Однако подъезды стоят неубранными, ремонт сантехники и электропитания (а уж тем более обновление квартиры) делаются только за дополнительную плату. За дополнительную плату ставятся и домофоны, и меняются выбитые в подъездах лампочки и форточки. Хотя все это входит в коммунальные платежи. Вот и спрашивают все чаще люди: так на что же идут деньги?
Разработчики реформы клятвенно обещают повысить качество обслуживания зданий и территорий. Для этого, в частности, планируется проведение тендеров. Вызов жэкам смогут бросить любые частные фирмы, что по замыслу реформаторов создаст конкурентную среду. Если жилконтора работает плохо, то она просто проиграет тендер частной эксплуатационной фирме и прекратит свое существование - за ненадобностью.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников