КУЛЬТПОХОД НА МОСКВУ

Сразу два федеральных министерства - культуры и имущественных отношений заявили о претензиях на собственность столицы. По мнению министра культуры Михаила Швыдкого, безо всяких на то оснований Москва распоряжается примерно тысячей исторических памятников федерального значения. Московский мэр Юрий Лужков на эти заявления отреагировал довольно резко: "Не мешайте нам восстанавливать город!". В чем причина конфликта и что стоит за ним? Слово - первому вице-премьеру правительства Москвы, руководителю Комплекса имущественно-земельных отношений Олегу ТОЛКАЧЕВУ.

- Еще Крылов говорил: беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, а пироги печи сапожник. Призванное заниматься культурой ведомство взялось комментировать имущественные проблемы. Нет, как видно, понимания элементарной истины: культурно-историческое значение памятника и собственность на памятник - не одно и то же. Собственность определяется Комитетом по регистрации прав. Комитет этот - учреждение Министерства юстиции РФ, специально созданное для того, чтобы документально регистрировать имущественные права. В соответствии с установленными нормами, Москва регистрировала свои права на культурно-исторические объекты в период с 1998 до 2000 года. Поэтому нынешние притязания на эти объекты просто некорректны.
Что же касается "федерального" или "московского" значения памятников, то приведу простой пример. Столичная мэрия, расположенная на Тверской, 13, построена знаменитым архитектором Матвеем Казаковым и прослужила на протяжении более двух веков резиденцией московских генерал-губернаторов. Это здание является памятником федерального значения, но сейчас оно передано в собственность Москве. И тут нет никаких противоречий, потому что столица вовсе не пытается объявить его памятником местного значения, а Министерству культуры не приходит в голову потребовать отдать его федеральному центру.
К чему же весь этот сыр-бор? Я расцениваю его как попытку законодательно или с помощью президентского указа ввести норму, с помощью которой все памятники федерального значения объявить федеральной собственностью.
- При такой логике ЮНЕСКО впору объявлять своими египетские пирамиды...
- Зачем так далеко ходить? Взять наш Большой театр. Памятник мирового значения, достояние всего человечества, но мировое сообщество на него не претендует - это собственность России. А наши федеральные министры решают подобные вопросы с необыкновенной легкостью. Мэр Москвы написал по этому поводу письмо премьер-министру Михаилу Касьянову и предложил сообща обсудить спорные вопросы, но решение о закреплении собственности оставить, как и положено, за Минюстом. А лучше всего создать для этого совместную комиссию.
Мы считаем, что памятники нужно поделить на три группы. В одну из них войдут бесспорно федеральные объекты - например, Дом Пашкова, библиотека Румянцева, Большой театр, усадьба Царицыно. Они имеют федеральное значение, находятся в федеральной собственности, и у Москвы нет и не может быть по этому поводу никаких претензий. Вторая группа - московская собственность. На большую часть входящих в нее объектов уже оформлены свидетельства о собственности, по поводу чего Швыдкой едко заметил, что, дескать, их "удалось получить". Да, удалось, потому что пока они спали, мы действовали. Третья группа состоит из объектов, на которые документы еще не оформлены. Вот с ними и надо разбираться.
- Почему именно сейчас возник этот конфликт?
- Дело в том, что в начале 90-х годов собственность на памятники воспринималась как обуза. Выгоды с них никакой, а денег на реставрацию, реконструкцию, благоустройство территории и так далее требуется немало. Поэтому никто ими не хотел заниматься. А Юрий Лужков увидел в их восстановлении большой смысл. Было создано мощное Государственное управление по охране памятников истории и культуры, на балансе которого сейчас 989 памятников. На их возрождение потрачено немало средств. Наглядный пример - Гостиный двор. Не один десяток лет никто не брался за него, все там было загажено и разрушено. А сейчас проведена реконструкция, в результате которой здание выдвинули даже на соискание Государственной премии России. Приносит Гостиный двор теперь городу и доход, и это хорошо, так как нужно ведь вернуть понесенные затраты. Таких поднятых из руин памятников в столице очень много. Видно, кое-кому не дает покоя то, что теперь они пополняют городскую казну. Вот и предлагают: давайте, мол, делиться...
- Но у Минкульта тоже есть федеральные памятники, которые могут приносить прибыль?
- Я уже не раз сравнивал Коломенское с Царицыным. Два памятника федерального значения, но первый находится в собственности Москвы, а второй принадлежит центру. Село времен Ивана Грозного Коломенское, восстановленное столицей, в прекрасном состоянии. Там собрано большое количество музейных ценностей, есть пасека, работают кафе, рестораны, имеется охрана, конная милиция. Словом, жемчужина, которую обожают москвичи и куда не стыдно пригласить гостей.
А расположенное рядом Царицыно рушится, его растаскивают, разворовывают... В начале 90-х годов центр на средства федерального бюджета попытался заняться реконструкцией: сделали мост, балюстраду, но денег не хватило - и бросили. Мы не раз писали в Министерство культуры: передайте Москве, мы сделаем Царицыно лучше Коломенского. Не отдали.
Еще одно историческое здание в центре Москвы, на высоком холме напротив Кремля - Дом Пашкова. Тоже рушится. Просили и его - передайте, приведем в порядок. Нет, сами не делают и другим не позволяют. То же самое с Крутицким подворьем. Там же можно получать основательный доход! Но сначала нужно руки приложить. Но у Министертва культуры одно желание - получить уже готовенькие объекты вместе с доходами, которые они приносят.
- Кто бы от этого отказался...
- Желающих немало. Могу проиллюстрировать примером из несколько иной сферы. У правительства Москвы есть оздоровительный комплекс АО "Визит". Он создан на базе санатория "Чайка", состоявшего из двух гостиниц в черте Москвы и еще одного объекта неподалеку от Архангельского - бывшей собственности горкома КПСС, доставшейся городу в 1991 году. Чтобы содержать их, и создали акционерное общество. Это коммерческое предприятие с 50 процентами акций города сдает апартаменты в аренду по достаточно высоким ценам. На заработанные деньги проводятся реконструкция, отдыхает множество ветеранов войны.
Но минувшей осенью министр имущественных отношений РФ Фарит Газизуллин получил команду из Управления делами президента прибрать базу к рукам. Это дело он поручил своему первому заму Юрию Медведеву, который без тени сомнения издал распоряжение: считать собственность общества "Визит" федеральной собственностью. Ну явно же не правовой акт! Мы, естественно, обратились в суд, и решение министерства было отменено. Да, погорячились, честно признались после этого чиновники, нет у нас к вам больше претензий...
- И часто так "горячатся"?
- Да возьмите хотя бы гостиницу "Москва", переданную городу указом президента в 1992 году. Кстати, сейчас подготовлен проект ее реконструкции, на реализацию которого столица выделила 300 миллионов долларов. Надеемся получить пятизвездочный отель. Но депутатов Госдумы одолевает давнишний зуд прибрать гостиницу к рукам. Сейчас-то они получают жилье далековато - в Кунцево, Митино... А "Москва" рядом, перешел дорогу от Думы - и дома. Этот вопрос уже поднимался в 1996 году при другом составе Думы. Но авторы проекта скоро отступились, так как поняли, что вариант непроходной. Но вот у меня в руках совершенно свежий документ от 24 апреля текущего года: "О проекте Федерального закона "О придании статуса федеральной собственности гостинице "Москва", подписанный Г. Селезневым. Как выяснилось, уже разосланный президенту РФ, в Совет Федерации, в правительство РФ, депутатам Госдумы. Предполагалось внести его на рассмотрение Госдумы 17 мая. Видно, в последний момент опять одумались. Ну никак не могут некоторые депутаты отказаться от этой абсурдной, абсолютно незаконной затеи! Ведь это примерно то же, что приватизированную квартиру вдруг объявить федеральной собственностью. Хотя есть цивилизованный путь решения вопроса. Обратитесь к правительству Москвы: "Нам очень нужна эта гостиница, продайте нам ее". Что ж, такое предложение можно и обсудить. Во всех иных случаях мы будем отстаивать законные права.