04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

А ВМЕСТО СЕРДЦА - СЛОМАННЫЙ МОТОР?

Павлов Артур
Опубликовано 01:01 30 Мая 2001г.
Российско-украинский проект по серийному выпуску самолетов Ан-70 и Ан-140 в свете последних событий вызывает целый ряд непростых вопросов. Не окажутся ли заложниками Украины российское авиастроение, национальные интересы, а главное - безопасность граждан страны? В совместном заявлении о сотрудничестве в авиакосмической сфере, озвученном в марте 2001 года, руководители двух государств заявили, что разработка АН-70 - "наиболее перспективная и приоритетная в сотрудничестве Украины и России в области авиастроения".Это заявление, разумеется, не отражает некоторые особенности "приоритетной области авиастроения". А они есть. Например, в производстве двигателей для АН-70 украинской компанией "Мотор-Сич", что подтверждается не только экспертизами, но, к сожалению, и происшедшими катастрофами.

22 мая АН-12 российских ВВС рухнул в болото под Ржевом. Погибли семь человек. Специалисты задаются вопросом: а не явился ли причиной аварии отказ двигателей АИ-20М запорожского производства? Разумеется, окончательные оценки даст только экспертиза, однако статистика катастроф самолетов серии "Антонов" вольно или невольно подталкивает именно к этим выводам. По мнению специалистов страховой компании "Авиакос", причиной гибели Ан-12 в ноябре 1997-го под Брянском и в августе 1998 года в Судане явился отказ двигателей Запорожского завода. В декабре 1997 года Ан-124 "Руслан" снес несколько жилых кварталов Иркутска в результате выхода из строя трех из четырех двигателей. В начале 2001 года под городом Нуадибу (Мавритания) разбился российский Ан-12, у которого на взлете вспыхнул двигатель производства "Мотор-Сич". В марте 2001 года из-за трещины вала винта правого двигателя был вынужден вернуться в Йошкар-Олу самолет Ан-24, на котором летел в Москву президент республики Л.Маркелов. Возможно, все эти случаи - лишь частные инциденты. Не исключено, что аварии были вызваны тем, что некоторые машины практически выработали свой моторесурс, а некоторые были перегружены, неверно эксплуатировались и т.д.
Однако авария 27 января 2001 года экспериментального Ан-70 при взлете с аэродрома в Омске - уже, полагаю, диагноз. Из заключения комиссии по расследованию аварии следует, что отказал третий двигатель Д-27, разработанный на запорожском заводе "Мотор-Сич". Вероятные причины: конструкторские просчеты, неудовлетворительная сборка и качество металла.
Разбившийся в Омске Ан-70 был последним экземпляром из выпущенных на экспериментальном авиазаводе киевского КБ. Первый Ан-70 разбился еще в 1996-м во время испытаний под Киевом. Ущерб, причиненный аварией под Омском, трудно исчислим, поскольку, помимо потерь от ремонта самого самолета, упущена экономическая выгода и нанесен серьезный ущерб торговой марке. Ведь под этот самолет намечались конкретные договоры на поставки - как в России, так и за рубежом. Теперь проект заморожен на неизвестное время.
Российская сторона финансирует проект на 75%, взяв на себя основные расходы по доведению самолета и запуск его в серийное производство. В проект Ан-70 уже вложено 300 млн. долларов плюс к этому необходимо инвестировать еще 170 млн. Украинская же сторона не соблюдает графика финансирования проекта, а конструкторское бюро "Антонов", защищая национальные интересы, не желает даже говорить о смене поставщика двигателей. У России выход, скорее всего, остается один - на уровне правительства поднять вопрос о пересмотре условий договора в части производства двигателей. В настоящий момент кооперация по Ан-70 выглядит следующим образом: алюминий - российский на 95%, электронное оборудование - на 75%, силовые агрегаты полностью украинские, крылья выпускает Узбекистан, 60% двигателей приходится на долю "Мотор-Сич", 40% отдано российским заводам. Серийная сборка самолетов на паритетных началах поделена между Киевским и Самарским авиазаводами.
При сегодняшнем экономическом кризисе на Украине и, в частности, в связи с технологическими и финансовыми проблемами ПО "Мотор-Сич" возможным решением проблемы представляется либо закупка зарубежных двигателей, либо перевод заказов на российские заводы. В свою очередь, Киеву необходимо будет вырученные от проекта средства инвестировать в модернизацию Запорожского завода, который впоследствии подключится к производству двигателей. А сегодня ПО "Мотор-Сич" способно утянуть в кризисную "яму" российско-украинский проект Ан-70.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников