НАТАЛЬЯ ОБМАНУТАЯ

По голливудским тусовкам прошелестела свежая сплетня: "Макс все-таки расходится с этой русской..." "Нет, это она уходит от него - стар для нее, как-никак 71..." "Да о чем говорить, они давно больше врозь живут, чем вместе, - он либо в Лос-Анджелесе, в их особняке, либо в Австрии, а она с сыном месяцами пропадает в Москве... "

Что так, что не так, известно пока только им двоим - нашей кинозвезде Наталье Андрейченко и широко известному австрийско-швейцарско-американскому актеру и режиссеру Максимилиану Шеллу, чей молниеносно завязавшийся роман и длившаяся семнадцать лет (а может, дай Бог, еще и не окончившаяся?) совместная жизнь вызывали столько толков и столько зависти.
И было чему завидовать. Так, как у них, бывает только в старых голливудских фильмах: молодая, очень красивая женщина встречает знаменитого, талантливого, умного, богатого, доброго джентльмена, который сразу в нее влюбляется, и они начинают рука об руку шагать по жизни. Когда в 1986 году Шелл приехал в Москву снимать телефильм "Петр Великий" ("Peter the Great"), выдержавшая пробу на роль Евдокии Лопухиной актриса к тому времени уже была несколько лет замужем за Максимом Дунаевским, сыном популярного композитора, который пошел по стопам отца.
Но любовь, как известно, не знает преград. Андрейченко развелась, вышла за голливудского режиссера и уехала с ним в Америку. Через три года у них родилась дочь, которую назвали Настей. Издали, из-за океана, казалось, что у Наташи дела идут - лучше не бывает. Наведываясь на историческую родину, она так и держалась перед коллегам и журналистами. Да и без всяких слов выглядела, как говорят американцы, на миллион долларов - в нарядах и украшениях от лучших дизайнеров. Те, кто интересовался ее судьбой, видели на журнальных снимках их с Шеллом виллы и яхты, видели их в обществе знатных и знаменитых.
К тому времени, когда начиналась эта голливудская идиллия, Андрейченко завоевала прочное место под солнцем советского кинематографа - снялась в 22 фильмах. Далеко не все были шедеврами, но ролей Любы Антиповой в "Военно-полевом романе" и Мэри Поппинс в одноименном мюзикле хватало, чтобы стать кумиром публики. В Голливуде же ей пришлось начинать с нижней ступеньки: учить язык, посещать школу актерского мастерства. У здешних педагогов свои понятия о системе Станиславского, которой они вроде бы тоже следуют в работе.
Ради справедливости нужно заметить, что ни одному из бывших советских артистов по-настоящему утвердиться в Голливуде не удалось, даже такому своеобразному острохарактерному актеру, как Савелий Крамаров. Единственное, что он мог предъявить всерьез, это роль "искусствоведа в штатском" в трагикомедии "Москва на Гудзоне". Остальное - минутные появления на втором и третьем планах. В свое время, давая мне интервью, он назвал главную причину: языковой барьер, мешающий вписаться в ткань фильма наравне с местными исполнителями.
А среди женщин и вообще некого вспомнить, потому что русские по происхождению Натали Вуд и Хелен Миррен (Елена Миронова) выросли одна в Америке, другая в Англии, у них два родных языка. Так что Наталью Андрейченко ожидала нелегкая"профессиональная жизнь, хотя муж ее был обладателем "Оскара" за "Нюрнбергский процесс" и четыре раза был на эту награду номинирован - дважды как актер и дважды как режиссер. Между прочим, он успел сыграть даже Ленина в сериале "Сталин". Короче, пользовался несомненным авторитетом среди студийных боссов.
Вообще он числился в интеллектуальной элите киностолицы: между съемками и концертировал как пианист с такими дирижерами, как Клаудио Абадо и Леонард Бернстайн, а когда сам брал в руки палочку, управлял такими всемирно известными коллективами, как Берлинский филармонический и Венский симфонический оркестры. Увы, для его жены это ничего не меняло в мире, где каждый так или иначе прокладывает себе дорогу сам. Некоторые специфические методы хорошо известны, при них и слабое знание английского для красивой женщины перестает быть препятствием, но они были, судя по всему, не для Наташи Андрейченко.
Она пыталась переупрямить Голливуд. Однако сниматься в основном приходилось дома. Лента Романа Балаяна "Леди Макбет Мценского уезда", где она - Катерина, а ее партнер - Александр Абдулов, - пожалуй, самое яркое, что случилось в творческой биографии Андрейченко за все "американские" годы. "Тихий Дон", снятый Бондарчуком в Италии (1993), - там она играла гулящую Дарью - до экрана не дошел. Кроме этого... Кроме этого, есть в ее активе еще три картины американского производства - "Ночная стража", "Свечи в темноте" (поставлена Шеллом) и "Маленькая Одесса". Все они вышли в 1994 году.
Из названной троицы некоторый резонанс получила только "Маленькая Одесса", награжденная в Венеции "Серебряным львом". Это довольно мрачная история о еврейской семье с российскими корнями, живущей в нью-йоркском районе Брайтон. Глава ее (Шелл) - ювелир, жена которого (Ванесса Редгрейв) умирает от рака. Наташа - его любовница по имени Наташа. Старший сын - гангстер. Выгнанный когда-то отцом из дома, он возвращается, чтобы совершить несколько убийств. Играть тут Андрейченко, по правде сказать, было нечего.
Нет, не случайно она все больше и больше времени жила вдали от вилл и яхт, вдали от мужа и Насти - дочь Максимилиан от себя не отпускал. Приезжала с какими-нибудь полуфантастическими планами, вроде создания "Пушкинленда" - развлекательного и образовательного парка наподобие "Диснейленда", только на основе персонажей пушкинских сказок. А три года назад снялась в Москве в картине "8 с половиной долларов". Примечательно в этом лишь то, что в титрах она значится под псевдонимом "Наталья Обманутая".
Показательный псевдоним для гостьи из "самого" Голливуда.
Не хочется гадать, что произошло у нее с мужем и произошло ли на самом деле. Будем уважать право Наташи хранить сокровенное подальше от чужих глаз и ушей. Очевидно одно: голливудская жизнь у нее не очень задалась, а одних дворцов и мехов ей, снимавшейся с 19 лет, со второго курса ВГИКа, оказалось, похоже, маловато...