ПУТЬ В БОЛЬШУЮ ЕВРОПУ

Сегодня, 30 мая, в Санкт-Петербурге состоится встреча в верхах руководителей СНГ, а уже на следующий день - лидеров России и Европейского союза. С какими задачами и проблемами встречает эти переговоры Москва? Ситуацию комментирует заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности, председатель межфракционного депутатского объединения "Европейский клуб" Владимир КОПТЕВ-ДВОРНИКОВ:

- Как известно, президент России Владимир Путин недавно высказался за создание единого экономического пространства между СНГ и Евросоюзом. Отвечая на вопросы журналистов в Ялте, он заявил: "Мы намерены работать в направлении создания единого экономического пространства вместе с большой Европой". Насколько оправдана такая постановка вопроса? Думаю, оправдана настолько, насколько и внутренняя, и внешняя политика Российского государства направлена на улучшение жизни россиян.
XXI век начался с острой конкурентной борьбы между различными цивилизациями нашей планеты. Скажем, европейской, китайской и американской, выделившейся в самостоятельную ветвь цивилизационного развития. Как считают аналитики, такая конкуренция будет нарастать. Ее исход во многом зависит от того, с кем будет Россия.
Однако и положение самой России в мире: останется ли она среди лидирующих государств или скатится на уровень третьеразрядных стран - во многом зависит от того, какой путь развития выберет сегодня. Как отметил Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию, в нынешней сложной международной обстановке, когда "сильные, хорошо вооруженные национальные армии подчас используются... для расширения стратегического влияния отдельно взятых стран", ослабленная Россия "стоит перед лицом серьезных угроз", "оттесняется с перспективных мировых рынков" и как государство проходит испытание на прочность и территориальную целостность.
Как противостоять этим угрозам? "Мы должны быть умными и сильными, чтобы выжить в жесткой конкурентной борьбе, - подчеркнул президент. - Мы должны не просто выжить, а обладать серьезными экономическими, интеллектуальными, моральными и военными преимуществами. Только так мы сможем сохранить свои позиции в числе крупнейших государств планеты".
Такая историческая задача заставляет всех россиян - и рабочий народ, и власть, и бизнес, и интеллигенцию - упорно искать и пристрастно осмысливать свое место в наступившем веке. Вариантов у нас немного. Можно выбрать самоизоляцию и создать исключительно национальную экономику. Конечно, мы не погибнем, но жить будем еще хуже, чем в советские времена. Сегодня, когда мир охватили глобализационные процессы, вряд ли можно серьезно рассчитывать на успешное развитие страны без доступа, например, во Всемирную торговую организацию.
Можно выбрать союз с Китаем или США, но и там, и там нашу страну видят все-таки скорее сырьевым придатком... Нас это не устраивает. России необходимо объединяться с теми, с кем мы цивилизационно близки, имеем давние исторические, культурные и торговые отношения. Для нас это Европа, Европейский союз, который становится одной из сильнейших экономических организаций XXI века.
У России, несмотря на то, что большая часть ее территории находится в Азии, сегодня реальные шансы получить приглашение в ЕС, - скорее всего, во время второго президентского срока Владимира Путина (в чем сегодня мало кто сомневается). И здесь перед нами встает стратегическая задача: превратить наших соседей в союзников, которые будут работать не против нас, а вместе с нами. Ее решение зависит от того, насколько мы будем сильны и сможем обеспечить свое лидерство в СНГ. У Российской Федерации с ее экономическим потенциалом и уже развитой политической системой сегодня объективно есть возможности стать настоящим лидером Содружества и взять на себя роль идеологического центра постсоветского пространства в его историческом развитии и дальнейшем обустройстве. Да и в закулисье европейской политики все больше, по-моему, склоняются к тому, чтобы территорию СНГ признать зоной российского влияния.
Ключевую роль по пути к этому приобретает решение России, Белоруссии, Казахстана и Украины создать единое экономическое пространство. Его концепция будет окончательно выработана к июлю, а законодательные механизмы, обеспечивающие региональную экономическую интеграцию четырех государств, - к сентябрю этого года. Осуществление достигнутых договоренностей позволит "союзу четырех" обеспечить в пределах своих территорий свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводить согласованную налоговую, денежно-кредитную, валютно-финансовую и единую внешнеторговую политику. И создадутся, таким образом, условия для эффективного развития экономик и повышения уровня жизни населения в этих государствах.
К сожалению, инициатива четырех бывших советских республик не всегда находит должное понимание как у части рядовых граждан, так и у некоторых политиков, усматривающих в ней альтернативу ЕврАзЭС или СНГ. На мой взгляд, такая позиция некорректна, ибо одно не исключает другое, каждая из этих организаций имеет разные задачи.
Я полностью разделяю позицию, обозначенную президентом: СНГ является сферой стратегических интересов России в той же мере, как Россия - сферой национальных интересов государств Содружества. Нам вместе предстоит в ближайшем будущем прочно занять место среди влиятельных политически и сильных экономически государств. Все наши решения и действия необходимо подчинить этим целям. Инициатива России, Белоруссии, Казахстана и Украины по мере успешной реализации станет первоосновой для дальнейшего расширения интеграционных процессов как внутри СНГ, так и в рамках большой Европы. Она дает нам возможность выработать единые позиции на переговорах с ВТО, с Евросоюзом, обеспечив тем самым более выгодные условия вступления в эти организации и защиту национальных интересов в таких отраслях, как сельское хозяйство, энергетика.
По пути к этому огорчает непоследовательная позиция официального Киева, который подписывает все декларативные документы, но тормозит их конкретное воплощение в жизнь. Корни такого "противления" кроются в оторванных от реальности амбициях влиятельной группы киевских руководителей, которые за разговорами о национальных интересах попросту хотят быть "лично счастливыми за счет соседей". На мой взгляд, они совершают глубокую стратегическую ошибку, которая уже привела к тому, что экономика Украины сегодня отстает по своему развитию не только от российской, но даже от белорусской.
Следует обратить внимание: законодательная база "союза четырех" формируется в соответствии с международными правовыми нормами. Она позволит при соответствующих договоренностях с ЕС как сформировать зону свободной торговли без изъятий и ограничений, так и расширить безвизовое пространство для перемещения наших граждан по всей Европе. В самом деле, почему гражданин бывшего СССР должен быть дискриминирован по отношению к венгру, поляку или болгарину? Не надо забывать: свободу Европе, победив фашизм, а потом ликвидировав "берлинскую стену" и объединив Германию, принес народ бывшего Советского Союза. И он сегодня должен иметь равные права с народами бывшего Варшавского Договора.
Наш нынешний путь в большую Европу, безусловно, будет долгим и нелегким, но даже марш в тысячу километров начинается с первого шага. И сделать его лучше вместе.