06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

УЧИТЕЛЬ ЕДВА НЕ ПОПАЛ "В СЕТКУ"

Володин Вячеслав
Статья «УЧИТЕЛЬ ЕДВА НЕ ПОПАЛ "В СЕТКУ"»
из номера 098 за 30 Мая 2003г.
Опубликовано 01:01 30 Мая 2003г.
Сегодня об учителях и врачах мы часто слышим в связи с митингами и забастовками. Они прибегают к акциям протеста, пытаясь добиться социальных гарантий и достойной оплаты труда. Позор для страны, если люди, в чьих руках здоровье нации и судьба подрастающего поколения, вынуждены думать не о том, как лечить и учить, а как прокормить семью. Центристы в Госдуме считают, что общество не может быть стабильным, пока имеют нищенскую зарплату специалисты, работающие ради нашего будущего.

Не случайно депутаты, представляющие в Думе "Единую Россию", первыми выступили против политики Минтруда, предложившего упразднить единую тарифную сетку (ЕТС). Взамен чиновники собирались наделить каждое министерство правом разрабатывать тарифы для бюджетников. Но ясно, что на практике это приведет к утрате контроля за уровнем оплаты труда в стране. Во-первых, расцветет отраслевой лоббизм, когда в благополучных ведомствах работники начнут богатеть, а в бедных - наоборот, терять в заработках. Во-вторых, пойдет расслоение внутри самих отраслей - в зависимости от места проживания. Ведь проект Минтруда оставлял за федеральной властью только минимальные выплаты, а основное бремя предлагалось переложить на регионы. Поскольку подавляющее число областей, краев и республик дотационные, то у них просто не будет средств, чтобы платить нормальную зарплату по новой схеме. И как сегодня существуют вымирающие деревни, так появятся неперспективные регионы, где учитель и врач окажутся в плену тарифной сетки, которая обрекает их на нищету.
Добавлю, что известно немало примеров, когда решение о повышении зарплат на федеральном уровне вовсе не означало повышение зарплат в регионах. В этом случае страдали в первую очередь именно учителя и врачи. "Единая Россия" инициировала принятие решения о повышении в этом году на 33 процента зарплаты работникам бюджетной сферы федерального подчинения, а также увеличение в три раза надбавки за ученую степень. Однако рекомендации сделать это же в местных школах, больницах и институтах в подавляющем большинстве регионов не были услышаны. Депутатам пришлось обратиться в правительство, а затем и к президенту, чтобы социальная справедливость была соблюдена. Минфин обязался выделить около 10 млрд. рублей, чтобы регионы провели повышение зарплаты бюджетников, так сказать, по федеральной схеме. В итоге с октября прибавку к зарплате получит каждый учитель - независимо от того, работает он в столице, областном центре или на селе.
На днях под давлением "Единой России" принято решение отказаться от концепции реформы Единой тарифной сетки, предложенной Минтруда. Федеральный центр сохранит за собой контроль как над уровнем зарплаты, так и над системой ее начисления на всей территории страны. Это единственно возможный подход, при котором люди, которые учат и лечат, будут социально защищены.
Сейчас идет работа над принципиально иной моделью. В ее основу кладется достойный базовый уровень оплаты труда всех работников бюджетной сферы, установленный федеральным законом. А дальше регионы, имеющие дополнительные финансовые возможности, могут вводить местные надбавки - законодательная норма, позволяющая так поступать, была инициирована нами и уже принята Госдумой во втором чтении. Кроме того, надо сделать все возможное и с января провести индексацию новой зарплаты, которая бы значительно опережала инфляцию. Нельзя допускать, чтобы учитель и врач вынуждены были еще где-то подрабатывать или кормиться с огорода.
Сейчас комплектование школ кадрами - одна из острейших проблем, особенно на селе. В глубинке не хватает учителей иностранных языков, информатики, иногда даже некому преподавать базовые предметы. Мы считаем, что надо ввести специальную надбавку для учителей, которые едут в отдаленные районы. Иначе выпускники сельских школ так и будут оставаться в роли "абитуриентов второго сорта" при поступлении в вузы. Но ведь дети не виноваты в том, что государство им не обеспечило должного уровня обучения.
Заметим: само государство заинтересовано, чтобы молодое поколение на территории всей страны получало качественное образование. Сегодня Россия наполняет свой бюджет за счет продажи нефти, газа, леса и других сырьевых ресурсов. Но природные богатства, как известно, ограничены, цены на них зависят от конъюнктуры мирового рынка. Как показывает опыт ведущих стран, стабильность и богатство обществу обеспечивает производство наукоемких технологий. Создавать их могут только высокообразованные специалисты. В новом веке прогресс страны будет зависеть не от наличия природных ископаемых, а от интеллектуального потенциала граждан. Так что развитие системы образования, повышение оплаты труда и престижа преподавателей - это наш вклад в завтрашний день общества.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников