+33 В ТЕНИ, +50 НА СОЛНЦЕ

Вчера в Москве было тридцать три градуса в тени. Казалось бы, не так смертельно, но ведь на дворе еще май. И температурный рекорд +28 градусов держится с конца позапрошлого столетия. Вернее, держался. На днях был установлен новый рекорд. Москву накрыл мощнейший антициклон и принес невиданную для этого времени жару. Корреспонденты "Труда" прогулялись по улицам столицы в самое пекло и посмотрели, как горожане боролись с небывалой жарой.

НА ДОРОГАХ...
Мы стоим в пробке на Ленинградском шоссе. Не успели отъехать от редакции - и уже попали в огромный затор, растянувшийся на несколько километров. Много закипевших машин, и пробка скорее всего образовалась из-за них. Водилы к потерянному времени и кошмарной жаре относятся по-разному. Те, у кого авто побогаче, закрылись в авто и наслаждались прохладой из кондиционера, какая-то блондинка красила губы и одновременно щебетала по телефону. А вот простым смертным было незавидно: сосед на синей "четверке" мечется из ряда в ряд и наконец замирает около редакционной машины.
- Ну, вот скажи, что мне делать, - жалуется он. - Я из-за этих кипящих олухов свои деньги теряю.
Мужик глотает теплую минералку и резко отрывается в образовавшийся просвет. У него клиенты пропадают, а тут жара.
В ЦЕНТРЕ...
Развернувшись в центр, встречаем еще одного интересного персонажа. Вот кому не везет, так не везет. Огромная кукла-зазывала стоит около ресторана. Заведение украинское, и, соответственно, мужик изображает одновременно казака и казачку. По загорелому лбу текут капельки пота, но он уверенно стоит на обочине Ленинградки и привлекает посетителей.
- Можно с вами сфотографироваться? - спрашиваем у ходячей рекламы.
- 10 рублей, - говорит он утомленным голосом.
Сергей трудится на Ленинградке уже несколько лет. Говорит, работа его устраивает, хоть и платят копейки. Не устраивает жуткое пекло...
- Целый день холодным квасом спасаюсь. Его в ресторане мне бесплатно наливают. А еще час отдыха в самую жару дают - хозяин тоже человек, понимает.
Улица Тверская. Вялые туристы бредут вдоль дорогущих бутиков и ресторанов. Заходят туда только, чтобы освежиться возле кондиционеров. Зато точки по продаже холодных напитков и мороженого популярны необычайно. Практически около каждого из них змеится очередь. Несмотря на то, что цены продавцы подняли прилично (за двухлитровую бутылку кваса просят 70 рублей, а за стаканчик мороженого 30), торговля идет бойко.
- Распродаем недельные нормы за один день, - делится успехами продаж веселая девушка по имени Соня. - Сметают все, даже что раньше вообще не покупали. Только лишь бы холодное было.
Какой-то нагловатый швед, видимо, обезумев от московской жары, сует сторублевку в окошечко:
- Айс крим! Мороженое! Холедное!
Уступаем очередь гостям столицы и перебираемся к Александровскому саду. Вот где раздолье. Несмотря на заграждения, большая часть посетителей загорает на газонах и упивается водой. Милиционеры пытаются их гонять, но, попадая на иностранцев, встают в тупик. Те не могут понять, что от них требуют. Ведь в Европе на газонах лежать не запрещено!
Пока родители отдыхали под сенью кремлевской стены, детвора оккупировала ближайшие фонтаны. Купались по одиночке, парами и даже целыми классами!
- А мы на экскурсию из Дмитрова приехали, - делится девчушка, мокрая с ног до головы. - Только я уже была в Москве с мамой. И на Красной площади, и в музее. Вот мы и пошли купаться, пока наши там гуляют. Учительница нас отпустила! Правда, правда!
Но по глазам купальщицы видно, что от класса они сбежали и променяли душный музей на водные процедуры.
Несладко и постоянным обитателям Красной площади. Двойника Карла Маркса не оказалось на своем рабочем месте. Как и его товарищей - Ленина с Путиным. Солнце их загнало под арку, и они там грустно играли в картишки прямо в костюмах. На фотосъемку, даже за приличные гонорары, выходили с ленцой.
Если свободные художники могли себе позволить отдохнуть в этот жаркий денек, то наемные работяги вкалывали на самом солнцепеке, не вспоминая про сиесту. На Мясницкой мужики в оранжевых жилетках заделывают провал в дороге - несколько дней назад там провалился грунт. Два турка угрюмо машут лопатами и выкидывают из ямы песок. Обещают, что через несколько часов все будет готово. Жадно смотрят на запотевшую бутылку минералки в моих руках, но от глотка отказываются. Воду пьют из своих бутылок.
- Как от жары спасаетесь? - пытаюсь поговорить с самым разговорчивым.
На ломаном русском и английском он отвечает, что для них это нормальная погода.
- У нас летом еще жарче бывает, - уверяет турок и тут же приглашает отдохнуть к нему на море.
Уже по дороге в редакцию сталкиваемся с кучкой девиц около одного из офисных центров. Вот куда надо было идти сразу. Фотограф с замиранием в глазах следит за красотками в прозрачных одеждах. На девчонках легкие платья из шелка и льна. Вылитые красавицы, только курят много. В этот момент они забегают в офис под кондиционеры: "Если такая и завтра жара будет, придется ходить на работу голой!"
А В ЭТО ВРЕМЯ
Вчера главный санитарный врач России Геннадий Онищенко озаботился нынешним температурным катаклизмом. Среди прочего он советует москвичам и жителям европейской части России "снизить трудовую активность" и выделить несколько часов на отдых. Короче, устроить себе сиесту: остановить станок, выключить компьютер или повесить замок на двери магазина и пораскинуться на покое. Но вряд ли такая рекомендация придется работодателям по душе. В этом случае, как считает секретарь ФНПР (Федерации независимых профсоюзов России) Виталий Трумель, россияне могут воспользоваться нормативным актом "О работе в высокотемпературных условиях" и сократить тяжелый день. Однако здесь есть существенная оговорка.
- Акт носит рекомендательный характер, - подчеркивает Виталий Трумель. - Вопрос о количестве рабочего времени должен решаться совместно администрацией и профсоюзом предприятия. Такая ситуация должна быть отражена в коллективном договоре. Если в договор внесена норма, которая предполагает сокращение рабочего времени в зависимости от аномально высокой температуры, то работники имеют право на сокращенный рабочий день. В противном случае, все решает администрация.
Тем не менее, по рекомендации Минздрава, если температура в помещении равняется 32,5 градусам, работать в нем дольше одного часа не стоит - можно натурально заполучить тепловой удар. А если термометр перешагнул эту критическую отметку, трудиться вообще рискованно. Во всем мире это время сиесты.
МЕЖДУ ТЕМ
Вчера 80 тысяч российских школьников и студентов колледжей парились четыре часа на ЕГЭ по русскому языку. И вряд ли в школах есть кондиционеры...
Температура воздуха на рабочем месте
(градусы Цельсия) Время пребывания на рабочем месте (час)
Сидячая работа Работа при постоянной ходьбе и подъем незначительных грузов Работа при постоянной ходьбе и подъем
тяжелых грузов
32.0 2 - -
31.0 3 2 -
30.0 5 3 2
29.0 6 5 3
28.0 8 6 5
27.0 - 8 6
26.0 - - 8
ЗВОНОК СИНОПТИКУ
Геннадий ЕЛИСЕЕВ, заместитель директора по науке "Гидрометцентра" России:
- Установившаяся жара действительно рекордная. Например, в понедельник был установлен абсолютный температурный максимум для 28 мая: +33,2 градуса. Предыдущий рекорд был зарегистрирован в 1995 году - +31,6 градуса. Сейчас модно пенять на глобальное потепление, но научно привязать к нему нынешнюю погоду нельзя. Нынешнее пекло - дело нескольких дней, глобальное потепление - процессы, которые длятся годы. Сейчас же просто в европейскую часть России пришли воздушные массы из Средней Азии, в частности из Ирана. Это нормальное, естественное явление. Но уже к выходным на смену раскаленному азиатскому антициклону придут прохладные атмосферные фронты с севера, и температура начнет понижаться. Так, 2 июня мы прогнозируем +21 - 26 градусов. Правда, будет другая напасть: возможен град и даже шторм! Почти наверняка в столицу в эти дни пожалуют в лучшем случае шквальные ветры и проливные дожди. Так что москвичам можно радоваться жаре, пока есть такая возможность. Но прогноз на все лето давать пока рано: мы еще не подготовили таковой даже на июнь.