РАЗ-ДВА, ВЗЯЛИ!

Политическая элита страны - под впечатлением от громких высказываний первого вице-премьера Сергея Иванова: на днях он заявил, что главные внутренние проблемы страны - нищета, пьянство и коррупция. Причем без решения этих проблем Россия не сможет далее успешно развиваться в качестве великой мировой державы.

В эти же самые дни международная организация Transparency International опубликовала ежегодный доклад, посвященный коррупции в судебных органах. Россияне в том докладе занимают вовсе не почетное место. По данным экспертов, ежегодно мы тратим 210 миллионов долларов на взятки членам судов нижней инстанции. Так совпало, что в тот же день первый заместитель Генпрокурора России Александр Буксман призвал парламентариев "как можно скорее принять закон о борьбе с коррупцией". По словам Буксмана, этот закон практически уже разработан и предусматривает "существенные новшества для российского законодательства".
Между тем многие специалисты уверены, что этот вариант законопроекта вряд ли станет судьбоносным. И проблем не решит, и бояться его взяточникам не стоит. Как сказал мне глава фонда -ИНДЕМ Георгий Сатаров, толку будет мало.
С просьбой прокомментировать новый закон я обратился в Генпрокуратуру. Но там намекнули: комментариев не будет. Мол, пока не время.
Когда же оно придет, времечко? Для страны, где ежегодно более 30 миллиардов долларов оседают в карманах коррупционеров и где вот уже двадцать лет все с надрывом обсуждают тему мздоимства, подобные законопроекты не грех бы и выносить на всенародное обсуждение. Парадокс: за два десятилетия заинтересованным лицам даже не удалось выработать толковое определение, что же такое коррупция. А нет названия - не с чем и бороться.
Взятки в России брали всегда. И при царях. И при генсеках. И при президентах. На сегодняшний день ситуация такова: по данным международных организаций, Россия занимает 126-е место в мире по рейтингу коррумпированности. Рядом - Нигер и Сьерра-Леоне.
Коррупция в новой России имеет солидные корни. В начале 1990 годов прошлого века бывший тогда мэром столицы известный экономист Гавриил Попов всерьез предлагал узаконить тарифы на взятки для чиновников "за выполненную ими работу". А бывший в ту пору вице-премьером Егор Гайдар советовал "выкупить за деньги власть у чиновников". Тогдашнее руководство одной из главных задач считало создать класс богатых. Даже ценой разгула коррупции. Сколько миллиардных состояний было сколочено на этой волне, догадаться нетрудно.
Вот что сказал на эту тему первый зам. генпрокурора Александр Буксман: "Рынок взяток в нашей стране сопоставим с федеральным бюджетом". При этом правоохранительные органы бодрятся, утверждают, что с "берущими борются". Однако на самом деле КПД у этой машины мизерный. По данным того же МВД, к уголовной ответственности за взятки по всей стране ежегодно привлекают около 2 тысяч человек. А реально посадить удается лишь каждого десятого. О конфискации неправедно нажитого имущества и вовсе говорить не приходится.
Раз четкой стратегии борьбы с мздоимством государство не выработало, жизнь рождает самые анекдотические народные варианты. Неделю назад мне пришлось побывать в Тамбовской области. В Гавриловском районе пожаловались автолюбители: "В последние полгода от гаишников житья не стало. Лютуют. Права отбирают..." Вскоре выяснилась и причина беспокойства: гаишники вдруг перестали брать взятки. Отказываются "регулировать вопрос" даже за большие деньги. Превратившиеся в пешеходов мужики матерятся. Гаишники делают вид, что так было всегда. И все понимают: некий привычный механизм дал сбой.
Почему же местные гаишники превратились в больших законников? Грядет большое сокращение кадров, вот никто из служивых и не желает подставляться. Сколько они так выдержат - неизвестно. А пока от нового порядка плохо всем. И гаишникам, и шоферюгам. Такой "разовый" метод борьбы со взяточниками, может быть, и эффективен. Но можно не сомневаться: продержится он наверняка недолго.
В Новосибирской области только что суд вынес приговор еще одному борцу с коррупцией. Бывшему начальнику Тогучинского УВД Владимиру Олексюку на 3 года запрещено занимать государственные должности. Причина: Олексюк издал приказ, по которому инспектора дорожно-патрульной службы во время дежурств не должны иметь в кармане более 100 рублей. Инспектора занервничали. Возмутились. Водители тоже растерялись: что случилось? Так дело и дошло до Фемиды.
Справедливости ради стоит напомнить, что попыток создать закон о борьбе с коррупцией в России было несколько. Правда, все они терпели фиаско. Один из законопроектов прошел даже Госдуму и Совет Федерации. Завернул его бывший тогда президентом Борис Ельцин. Говорят, по формальным основаниям.
Отчего же сейчас, после многолетнего перерыва, Генпрокуратура решилась на новую попытку? Все просто: Россия присоединилась сразу к двум международным конвенциям о борьбе с коррупцией. Президент издал указ: создать рабочую группу по подготовке нового закона и сопутствующих ему актов.
Как пояснили в аппарате главного думского борца с коррупцией, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаила Гришанкова, там с подобной версией согласны. Что, в общем-то, довольно странно. Ведь еще несколько месяцев назад Гришанков призывал "рамочный законопроект принимать как можно быстрее, а потом уже вносить поправки в другие законы и нормы прямого действия".
На вопрос о том, когда нужно будет начинать серьезную борьбу с коррупцией в России, пока что есть только один ответ: вчера! Поезд-то, считай, практически ушел.
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Азалия Долгова,президент Российской криминологической ассоциации, доктор юридических наук, автор одного из вариантов закона о борьбе с коррупцией:
- Историю столь долгого принятия этого закона можно объяснить еще и вот чем: как это ни парадоксально, но многие до сих пор уверены, что именно коррупция и организованная преступность стали орудием социально-экономических преобразований в России. И рассматривают оба этих явления как инструмент накопления первоначального капитала. Ведь не секрет: именно так в стране появилось немало миллиардеров. Многие преобразователи страны в то время не имели системного представления ни об обществе, ни о его законах. А заинтересованные лица долгие годы лоббировали задержку законопроекта, тратили на это огромные средства. Между тем такой закон очень нужен. Будем надеяться, что появится хоть какой-то вариант. Другое дело, насколько он будет оптимален. Сейчас меня вот что поражает: все, кому поручено этот последний законопроект реализовывать, демонстративно отвергают рекомендации опытных российских криминологов. Консультантов приглашают все больше из-за рубежа. Насколько полно эти консультанты владеют криминальной обстановкой в России большой вопрос.
Виктор Илюхин,заместитель председателя Комитета по безопасности Госдумы:
- Неужели неясно, почему реальный закон о борьбе с коррупцией не могут принять вот уже полтора десятка лет? Да потому, что в верхах он никому не нужен. Два его варианта уже отклоняли оба президента - нынешний и предыдущий. Что касается варианта, подготовленного мной, то его так выхолостили, что я сам отказался от авторства. Считаю, что большая "заслуга" в ликвидации острых мест принадлежит помощникам президента. Красноречивый пример. В моем варианте было сказано, что ответственность за нарушения должны нести все. В том числе чиновники любого ранга. Естественно, в их числе помощники президента и его советники. Кому-то в Кремле это не понравилось. Они настояли на своем: поскольку глава государства не является должностным лицом (?!), то и их нельзя наказывать как чиновников. Как вам это нравится? Что касается предложенного сейчас законопроекта, то ценность его будет нулевая.