Украинцы свободнее всех жителей Восточной Европы

Ученые из 30 стран мира попытались понять, почему одни нации - «строгие и закрытые», а другие - «свободные и лояльные».

В итоге было проведено широкомасштабное исследование в области социальной антропологии и кросс-культурных исследований.

Из 33 изученных культур самыми «свободными» оказались восточноевропейские, среди них на первом -  украинское общество. Далее следуют эстонское и венгерское.

Самыми «строгими» - азиатские культуры: Пакистан, Малайзия, Индия, Сингапур и Южная Корея.  В России исследование не проводилось.

Как поясняют авторы работы, за основу была взята теория современного американского антрополога Перти Джей Пелто о «строгих» и «свободных» культурах, созданная им в 1960-х годах на основе изучения традиционных обществ.

В течении некоторого времени оценивалась приемлемость 12 типов поведения (например принятие пищи, плач) в 15 различных ситуациях (нахождение в банке, на вечеринке или на работе), пишет "Газета. Ру" соссылкой на журнал Science.

Кроме того, был изучен большой объем данных по истории тех обществ, в которых проводилось исследование: динамику изменения плотности населения, историю конфликтов, природных угроз, особенности развития социальных институтов и многое другое.

В итоге стало ясно, что чем выше угрозы, тем более жесткие нормы поведения присущи обществу и тем менее оно толерантно. 

Из-за необходимости противостоять опасностям, исходящим от окружающей среды, а также от ее соседей, «строгим» нациям приходится мобилизовать все свои силы и проводить более жесткую социальную координацию. СМИ  - под контролем, в судебной системе  - суровые наказания и подобные факторы.

Такие общества религиознее «свободных» и находятся во власти традиционных морали и ценностей, которые помогают поддерживать общественный порядок. Поэтому человек из «строгого» общества более осмотрителен и обязателен.

Те общества, которые могут развиваться в более «комфортных» условиях не нуждаются в социальной мобилизации и ограничениях, более открыты и свободны и им нечего боятся.