ГАЗПРОМ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В организационную структуру ОАО "Газпром" входят 48 обществ с ограниченной ответственностью, 27

В организационную структуру ОАО "Газпром" входят 48 обществ с ограниченной ответственностью, 27 дочерних акционерных обществ, а также представительства и филиалы.
В условиях развития рыночных отношений и конкуренции в газовой промышленности строительные, ремонтные и транспортные подразделения стали фактором, сдерживающим дальнейшее развитие отрасли, и в 1996 году было принято решение о ее реструктуризации. В течение двух лет из состава предприятий выведено свыше 240 непрофильных подразделений с преобразованием их в самостоятельные коммерческие структуры. Численность работников сократилась на 100 тысяч человек. В то же время на балансе Газпрома еще остается значительное число объектов социальной сферы.
Наряду с добычей и поставками газа потребителям, ОАО "Газпром" осуществляет добычу нефти и газового конденсата, комплексную переработку углеводородного сырья с производством серы, сжиженного газа, моторного топлива и другой продукции. Собственными силами ведет геологоразведочные работы и бурение скважин. Такая многопрофильность позволяет обеспечивать нормальное функционирование газовых объектов.
В связи с общеэкономическим кризисом в России негативные трансформации произошли и в отраслях ТЭК. За период экономических реформ (1991 - 1998 гг.) производство первичных топливно-энергетических ресурсов сократилось на четверть - в основном из-за резкого падения добычи нефти и угля. При этом добыча газа предприятиями Газпрома уменьшилась лишь на семь процентов. В результате доля газа в структуре производства энергоресурсов возросла с 40,2 процента в 1990 году до 49,2 - в 1998-м.
Соотношение цен на газ, мазут и уголь в России не соответствует реальной стоимости энергоресурсов и действующему соотношению цен за рубежом. Газ на внутреннем рынке дешевле мазута в три раза, угля - в 1,6 (в расчете на одну условную тонну) и в 8-12 раз дешевле, чем в странах Европы и Америки. Относительно низкие цены и тарифы на энергетические ресурсы, включая газ, разумеется, способствуют поддержке отечественного промышленного производства. Однако такая поддержка одних отраслей в ущерб другим приводит к серьезным отрицательным последствиям в газовой промышленности и дефициту финансовых ресурсов. Кроме того, низкие цены на газ и другие энергоресурсы обусловливают расточительное и неэффективное их использование.
В результате "дешевый" (а с учетом неплатежей - "бесплатный") газ продолжает вытеснять все остальные виды топлива, что может привести в один отнюдь не прекрасный момент к катастрофе. В структуре потребления энергоресурсов России удельный вес газа в настоящее время вырос до 50 процентов и до 68,3 процента в котельно-печном топливе. А в таких промышленно развитых регионах России, как Поволжский, Центральный, Северо-Кавказский и Северо-Западный, за счет сокращения вдвое использования мазута и угля, доля газа в котельно-печном топливе достигла 77-83 процентов. В Москве этот показатель уже превышает 95 процентов. Такая ориентация на использование только одного вида топлива подрывает энергетическую безопасность не только регионов, но и страны в целом.
Любой сбой в работе газовой отрасли может привести в конечном итоге к энергетическому кризису и нарушению безопасности России. Покрыть все потребности в топливе только за счет поставок газа невозможно. Широкое использование его в регионах, располагающих другими видами топлива, приводит во многих случаях к закрытию шахт, вытеснению местных видов топлива, усилению социальной напряженности. В США, Италии, Канаде и Англии доля газа в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов не превышает 30 процентов, а во Франции и Германии она ниже 20. Хотя в этих странах и имеются возможности практического увеличения потребления "голубого топлива", но они сдерживаются на государственном уровне для повышения надежности энергопотребления и снижения риска возникновения энергетического кризиса.
На рубеже 90-х годов и в нашей стране действовало рациональное соотношение топливно-энергетических ресурсов. Доля газа в объеме потребления составляла 42,1 процента, угля - 20,1 процента, нефти и нефтепродуктов - 28,9. По соображениям устойчивости топливоснабжения и энергетической безопасности дальнейшая ориентация на опережающий рост газопотребления - неоправданная и рискованная мера. В этой связи необходимо срочно разработать концепцию формирования топливно-энергетического баланса, ориентированную на развитие угольной промышленности, атомной энергетики и более широкое использование мазута и местных видов топлива.
В 1999 году организациями ОАО "Газпром" было добыто 545,6 миллиарда кубометров природного газа. Из-за отставания ввода производственных мощностей в результате неполного финансирования добыча газа в минувшем году снизилась по сравнению с предыдущим на 8,1 миллиарда кубометров. Сокращение добычи происходит в результате истощения действующих месторождений, ухудшения горно-геологических условий добычи, отставания вовлечения в разработку новых газовых залежей и ввода новых мощностей, призванных компенсировать падение продуктивности пластов.
В нынешнем году возможно дальнейшее сокращение добычи газа - до 520 миллиардов кубометров. Сейчас уже около 80 процентов добывается на месторождениях, вступивших в период падающей добычи. Стабилизация ее по ОАО "Газпром" ожидается только в 2001 году при условии ввода в действие крупнейшего в Надым-Пур-Тазовском регионе месторождения - Заполярного.
В Западной Сибири в период до 2010 года потребуется освоить восемь новых месторождений и девять - с долевым участием Газпрома, а также приступить к освоению Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря. Ввод в действие новых добывающих мощностей, расположенных в экстремальных геолого-климатических условиях, потребует значительных объемов капитальных вложений, сформировать которые в условиях неплатежей и существующей ценовой и налоговой политики практически невозможно.
Ключевой проблемой экономики России в целом и газовой отрасли, в частности, остаются неплатежи потребителей за поставленную продукцию, в том числе за природный газ. Задолженность потребителей России на начало нынешнего года составила 101,2 миллиарда рублей, снизившись за год на 1,7 миллиарда. В то же время общая задолженность превышает стоимость газа, поставленного в 1999 году.
Из-за отсутствия средств срывается ввод в действие важнейших газодобывающих объектов и газотранспортных систем, происходит старение фондов, ухудшается их техническое состояние.
Тем не менее отечественная газовая промышленность работает достаточно стабильно, обеспечивая поставки газа как внутренним потребителям, так и на экспорт. Это во многом объясняется тем, что удалось практически полностью сохранить от раздробления десятилетиями формировавшуюся Единую систему газоснабжения России. Но система требует обновления. Свыше 30 лет эксплуатируются 16 процентов действующих газопроводов, 10-30 лет - 57 процентов, до 10 лет - 27 процентов. Увеличивается число газоперекачивающих агрегатов, выработавших свой расчетный ресурс - 100 тысяч часов (в настоящее время - около 15 процентов парка ГПА). В целом можно констатировать, что в результате морального и физического старения газотранспортных объектов и хронического недофинансирования работ по реконструкции и капитальному ремонту имеющиеся резервы близки к исчерпанию и в ближайшие годы пропускной способности газопроводов будет недостаточно для транспортировки планируемых потоков "голубого топлива".
Систематические неплатежи российских потребителей не позволяют сформировать необходимые средства для реализации работ по программам газификации страны. Тем не менее, Газпром, максимально используя свои финансовые возможности, в период с 1996 по 1998 год построил и ввел в эксплуатацию 2715 километров газопроводов-отводов, на 1999 год пришлось завершение строительства 11 газопроводов-отводов общей протяженностью 177,5 километра. Проводимая газификация стимулирует рост спроса на газ коммунально-бытовых потребителей и населения. Учитывая социальную значимость обеспечения людей и коммунально-бытового сектора страны природным газом, оценивая его как высококвалифицированную сырьевую базу химической промышленности, Газпром считает эти направления приоритетными.
Размеры валютной выручки напрямую зависят от цены нефти на мировом рынке. Эта зависимость подрывает не только собственно энергетическую, но и национальную безопасность страны. В условиях, когда Россия не имеет реальных возможностей влиять на мировые цены на нефть, единственной защитой национальных интересов может быть только эффективное формирование платежеспособного и самодостаточного для воспроизводства энергетического рынка внутри России.
Топливно-энергетический комплекс должен иметь возможность обеспечивать нужды народного хозяйства в условиях расширенного воспроизводства за счет доходов и прибыли, получаемой с отечественного рынка. Пора "взять на вооружение" экономические стимулы, побуждающие энергетиков шире использовать резервные виды топлива. На правительственном уровне требуется решить задачу увеличения добычи и использования угольной продукции. Доля угля в запасах полезных ископаемых России составляет две трети от общего объема. Несмотря на это, его добыча и использование в последние годы значительно сократилась, особенно на тепловых электростанциях. Поэтому необходимо в самое ближайшее время увеличить потребление угля на электростанциях.
Вывод напрашивается сам собой: без основательной государственной поддержки топливно-энергетического комплекса страны, Газпрома - решение названных проблем немыслимо.