ДУЭЛЬ НА БЕНЗОКОЛОНКЕ

В пылу предвыборной риторики всякое говорится в адрес конкурентов и их союзников, иногда и не очень соответствующее действительности. Но обвинение в сговоре, выдвинутое вице-президентом Гором против крупнейших нефтяных компаний (читай - против республиканского претендента на президентство Буша, губернатора "нефтяного" штата Техас) и затем поддержанное Белым домом, опирается на очень убедительную основу.

После 15 лет, в течение которых американцы наслаждались низкими ценами на нефтепродукты, они (цены) вдруг взлетели до потолка, став самыми высокими в истории Соединенных Штатов.
Почему? Что такое стряслось, чтобы стоимость галлона бензина на бензоколонке стала зашкаливать за 2 доллара? Причем повсеместно - от западного побережья до восточного, от канадской границы до мексиканской. Республиканцы, разумеется, винят администрацию Клинтона - Гора, которая ввела якобы слишком строгие нормативы чистоты продукта для производителей бензина. Это, дескать, сказалось на себестоимости, а стало быть, и на потребительских ценах. Плюс к этому - недавнее повышение стоимости нефти-сырца по решению стран ОПЕК.
Но республиканцы лукавят. Более строгие экологические требования к нефтяным королям могли вызвать повышение не более чем на 5 центов. Остальное - произвольная накрутка. В некоторых местах, прежде всего на Среднем Западе, эта накрутка без всяких объяснений приводит к периодическому скачку в 10 центов, и никто не знает, когда, на каком рубеже эти скачки прекратятся.
"Вашингтон таймс" в этой связи рассказывает об одном любопытном разговоре на бензоколонке, хозяин которой арендует ее у нефтяной компании - одной из крупнейших. По понятным причинам он пожелал остаться безымянным. Так вот он, разоткровенничавшись, сообщил, что был доволен, когда "делал 3-4 цента на галлоне", а теперь делает в 10-15 раз больше, и компания тоже. К этому он добавил, что даже с учетом федеральных и штатных налогов, опековских и экологических наценок бензин мог бы продаваться дешевле одного доллара за галлон. "И все равно всем бы это было выгодно". Особая ценность этого свидетельства в том, что "Вашингтон таймс" - сугубо антиклинтоновский и антигоровский рупор.
Гор потребовал, чтобы федеральная торговая комиссия (ФТК) провела расследование этого явления.
Комиссия уже вызвала "на ковер" руководителей компаний. То, о чем толковал честный хозяин бензоколонки, после пристального взгляда на ситуацию в нефтеперегонной промышленности вылилось во впечатляющую картину: ее прибыли за полгода выросли на фантастические 500 процентов - еще один рекорд.
Но Гор и Клинтон озабочены не только самим колоссальным материальным уроном, который несут миллионы американцев. Это не просто автовладельцы, это - меньше чем через пять месяцев - избиратели. Надежды демократической партии на успех в ноябре главным образом зиждятся на том, что в течение всего срока пребывания Клинтона на президентстве экономическое положение было стабильным и все развивалось по нарастающей. Рост цен на горючее в стране, где основная часть грузов перевозится по автомагистралям, неизбежно скажется на общем уровне жизни - и тогда прощай, главный козырь партии "осла".
Вышеупомянутый хозяин бензоколонки сказал: "Нефтяники хотят под любым предлогом отхватить то, что можно, в нынешний период процветающей экономики". Не исключено, что у них есть и другая цель - поддержать "своего парня" Буша, который против увеличения налогов на нефтепромышленников. Если даже ФТК удастся призвать их к порядку, они все равно уже успели "отхватить" такой кус от общего пирога, что цепная реакция цен уже началась. А винить в этом избиратели будут нынешнюю администрацию. То есть "ослиного" кандидата Гора.