10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НА КАЧЕЛЯХ ПЕРЕМЕН

Ветрова Ирина
Опубликовано 01:01 30 Июня 2004г.
В Тюменской области страсти в эти дни разгораются нешуточные. Губернатор Сергей Собянин - сторонник жесткой линии на объединение. Речь идет о дальнейших взаимоотношениях области с Ханты-Мансийским (ХМАО) и Ямало-Ненецким (ЯНАО) автономными округами. В автономиях же, которые являются богатыми, самодостаточными субъектами Российской Федерации, распространены настроения, согласно которым безоговорочное слияние с Тюменью кажется преждевременным. С этой стороны подготовлен компромиссный вариант договора о разграничении полномочий с областью. Тюмень придерживается прежней позиции и готовит проект своего соглашения. Сегодня Тюменская областная Дума рассмотрит оба варианта договора. Сложившуюся ситуацию комментирует заместитель председателя облдумы Геннадий КОРЕПАНОВ.

- Геннадий Семенович, пред-ыстория сложившейся ситуации - это ...
- ...Это появление в начале 90-х годов новой модели взаимоотношений на территории Тюменской области. Тогда в столицах округов - Ханты-Мансийске и Салехарде - были сформированы собственные политические и экономические центры. Такой шаг оказался оправданным, он помог сохранить производственный потенциал важнейшего для России региона, где сосредоточен самый мощный в стране нефтегазовый комплекс, и позволил руководству автономий ускорить переход от плановой экономики к рыночной. В то время началось акционирование нефтегазового комплекса и других предприятий. И от авторитета губернаторов ХМАО Александра Филипенко и ЯНАО Юрия Неелова во многом зависела экономическая и политическая стабильность в регионе. Поспешное разрушение этих теперь уже устоявшихся взаимоотношений может привести к печальным последствиям - и прежде всего для населения, которое трудится в нелегких условиях Крайнего Севера. Такие масштабные решения, согласитесь, нельзя принимать торопливо, надо все тщательно взвесить и обдумать.
Хотелось бы отметить и такой существенный момент. Предоставление широкой самостоятельности автономиям было правильным и потому, что вслед за институтом губернаторов в округах появились собственные законодательные органы власти, и таким образом Тюменский регион в целом получил увеличение числа представителей в Совете Федерации и Государственной Думе. Это позволяет более эффективно защищать интересы всего населения региона.
За последние годы здесь заметно улучшились экономические связи между севером и югом: в настоящее время автономные округа активно участвуют в финансировании различных проектов в области. Сложившаяся тенденция продолжает укрепляться, от этого выигрывают все.
- От вас приходилось слышать, что статья 26.6 принятого Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти" нарушает установившееся равновесие...
- Да, для Тюменской области эта статья, регламентирующая разграничение государственных полномочий между областями и автономными округами, входящими в их состав, действительно стала камнем преткновения. Еще когда проект документа только обсуждался, округа заявляли, что готовы выполнять все полномочия, которые центр делегирует субъектам на их территории. Однако мнение самих субъектов не было учтено. В настоящее время этот закон обязывает автономии делегировать области 24 государственных полномочия.
- Можно ли что-то изменить в сложившейся ситуации?
- Напомню, была создана трехсторонняя рабочая группа по выработке механизма передачи полномочий между Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО. В ее составе - представители законодательной и исполнительной властей. Главной задачей комиссии является создание компромиссного варианта соглашения. Однако процесс идет сложно. И, к сожалению, сегодня мы имеем то, что имеем. Губернаторы видят: время уходит, надо формировать бюджеты, а правительство и Госдума затягивают с принятием тех дополнений, которые они предлагали внести в Налоговый и Бюджетный кодексы.
Автономные округа недавно выступили с инициативой, чтобы губернатор Сергей Собянин, Законодательное собрание Тюменской области рассмотрели возможность ратификации уже одобренного Думами ХМАО и ЯНАО договора. В этом документе заложены две важные позиции: начать реализацию федерального закона не с 1 января 2005 года, а через два года и поддержать предложение о передаче пятипроцентного налога на добычу полезных ископаемых югу области.
Обе позиции продиктованы здравым смыслом. Во-первых, нам не так-то просто будет сформировать консолидированный бюджет на 2005 год, взвалить на свои плечи 24 дополнительных государственных полномочия и обеспечить их реализацию. А во-вторых, округа уже осуществляют ряд проектов. Некоторые из них касаются именно этих полномочий. И, очевидно, было бы разумно дать возможность округам в течение полутора-двух лет завершить эти проекты самостоятельно, а уж дальше двигаться к более тесной интеграции.
Сергей Собянин собирается, как мы знаем, предложить на рассмотрение губернаторов округов и областной Думы свой вариант соглашения. Есть основания предполагать, что в нем предусматриваются прежние сроки. Облдума рассмотрит на своем заседании 30 июня оба эти документа.
В областной администрации готовят несколько вариантов проекта бюджета области на 2005 год. И, конечно же, с 1 сентября депутаты должны начать работу по обсуждению бюджета.
- Вам не кажется, что наличие двух проектов затянет процесс их согласования?
- Ситуация напоминает раскачивание на качелях. Взлетали, небось, в детстве в небеса? Приложишь больше усилий - поднимешься выше. Азарт захлестывает. Но сейчас не грех бы, думается, и приостановиться. Работать надо.
В этой ситуации было бы правильным, если бы федеральная исполнительная власть озвучила свое видение государственного устройства на ближайшие 5-10 лет. Кроме того, чтобы на эту тему четко высказалась бы Государственная Дума, а затем и губернаторы. Тогда и население легче бы ориентировалось в том, что ожидает людей через год-два... Ведь будущее, особенно жителям автономных округов Крайнего Севера, надо планировать.
Однако сейчас вообще-то не идет речь об объединении области с автономиями. Вопрос стоит лишь о передаче части государственных полномочий в интересах всех сторон. Ведь если только заикнуться сегодня о начале полного слияния, некоторые наши земляки не воспримут этот шаг. Я уверен: мы все-таки найдем оптимальное совместное решение, которое будет приемлемо для всех: и для жителей региона, и для федерального центра страны.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников