ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- Документальное кино все ярче проявляется на экранах

Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- Документальное кино все ярче проявляется на экранах нашего ТВ. Конечно, не на всех каналах одинаково, но тем не менее тенденция налицо. На ТВЦ в течение полугода шли документальные ленты в цикле, озаглавленном "Настоящее документальное кино". На прошлой неделе канал показал очень интересный фильм немецкого режиссера П.Рота "Кнут для Адольфа Гитлера", где собрана хроника многих стран, с помощью которой реконструирована биография фюрера. Кроме того, на ТВЦ каждую неделю идут по две серии огромного документального проекта под названием "Вторая Мировая. День за днем", который делает питерская команда во главе с В.Правдюком. В нем использованы неизвестные факты и редкие кадры немецкой хроники.
Серьезное отношение к документальному кино заметно и на канале "Культура", где на минувшей неделе показали картину "Будем жить" - воспоминания о начале войны славных стариков: художника Бориса Ефимова, актера Владимира Зельдина, композитора Тихона Хренникова. Весьма интересную ленту С.Медведева "Рихард Зорге, которого мы не знаем" показал Первый канал. В фильме использованы воспоминания ветеранов разведки, историков и хорошо знающего Японию писателя В.Овчинникова.
Но не только военной темой интересуются наши документалисты, хотя их внимание к ней понятно. Среди "невоенных" лент хочу отметить фильм режиссера А.Грачева "Криминальная звезда" ("Россия") - о судьбе актера Сергея Шевкуненко, снявшегося в таких популярных в свое время лентах, как "Кортик", "Пропавшая экспедиция" и "Бронзовая птица", имевшего все данные, чтобы сделать карьеру в кино, но ставшего вором в законе. Он был убит вместе с матерью киллером враждующей банды...
Словом, те, кому наскучили детективы, триллеры, боевики и проч. с их зачастую вымученными сюжетами, могут каждый день найти на одном из главных телеканалов документальный фильм, который позволит познать неизвестное и получить при этом удовольствие.
Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств, профессор:
- Время от времени на телеэкране, пусть на мгновение, возникает "образ правды" - в развернутой ли программе или информационном сюжете, а то и в одной лишь чутко услышанной и запечатленной интонации высказывания документального или художественного персонажа...
Так случилось и на минувшей неделе: мелькнул для меня этот примиряющий с действительностью "образ правды" в большой двухчастной передаче об Александре Твардовском, созданной к 95-летию этого удивительного поэта ("Культура"). Вел передачу А.Турков - критик настоящего честного таланта, человек с добрым именем в литературе, а вышла она перед самым 22 июня, днем особенным. И воспринимались строки Твардовского и мысли о Твардовском особенно...
Так же, как и до боли волнующие "Военные письма" - вокально-симфоническая поэма дивного русского композитора Валерия Гаврилина, прозвучавшая на том же телеканале. Жаль, что, как и в майские победные дни, не нашлось ни на одном из телеканалов времени для Восьмой симфонии Д.Шостаковича - одного из великих произведений о Великой Отечественной. Фильм, запечатлевший эталонное исполнение этой музыки дирижером Е.Мравинским и оркестром Ленинградской филармонии, хранится в телерадиофонде. Он отмечен международными премиями, но не нынешними работниками ТВ.
И если уж речь идет об "образе правды", то назову еще и документальный рассказ о Юрии Соломине (Первый канал, программа Б.Бермана и И.Жандарева). Выдающийся русский актер и педагог, художественный руководитель Малого театра предстал не столько в ролях и общественных заботах и даже не в бытовой "подсмотренности", а в свободном существовании внутри себя. Предстал счастливо одаривающим всех сопутствующих ему на сцене и в театральном зале людей трепетной радостью подлинного переживания и чистоты.
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- Показ на канале "Россия" композиции "Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека" вызвал в памяти обращение в годы войны Верховного главнокомандующего к именам Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и других великих полководцев. Отрадно, что после многолетних насмешек над истинными героями России угар либерализма постепенно уступает место разуму. Лично мне придало сил это воспоминание о мужественном человеке и о прекрасном актере П.Кадочникове, сыгравшем Маресьева в кино.
Пока Госдума и министр А.Соколов борются с опостылевшим "Аншлагом", телеинтеллектуалы стараются привнести свою лепту попсы на экран. "Человек в ящике", которым угостил нас ТВЦ в воскресенье, в отличие от "аншлаговцев"-затейщиков, простоватых и непрофессиональных, взялись вести модный режиссер Дыховичный, ходящий в мыслителях, а также всюду поспевающий пострел - шоумен Фоменко. Результат, увы, тот же, что и у "Аншлага", только здесь пошлость с претензиями.
Как мало осталось великих актеров, коими славилось наше кино. Баталов, Жженов, Стриженов, Ливанов, слава Богу, еще радуют своим соучастием в нелегкой жизни. Фильм "Генерал", показанный на ТВЦ, еще раз показал мощь нашей актерской школы. Щедро одаренный В.Гостюхин один держит в напряжении зрителя, донося до нас суровую правду о войне.
Разочаровала меня передача "Миг бытия. Белла Ахмадулина" ("Культура"). О тонкой поэтессе, красивой женщине, чьи ранние стихи были на голову выше стихов модных поэтов-мужчин того же времени, знакомые и друзья рассказывают скучно и смотрятся инородными гостями на балу ее поэтической удачи. Безвкусный телеантураж только усугубляет эту скуку.