ХИРУРГИЯ ПОД ПРИЦЕЛОМ "КАЛАШНИКОВА"

В тот день Вадим Чугуевский коротал в заточении. Тюрьмой для него служил второй этаж фешенебельного особняка недалеко от столицы Сомали - Могадишо. Жара, окна распахнуты настежь. Но стальные решетки лишают всякой надежды на освобождение. К тому же внизу два бдительных охранника с автоматами "калашников". Они чутко прислушиваются к каждому шагу российского парня, не оставляя шанса уйти незамеченным.

Да и куда идти в незнакомой африканской стране, раздираемой не утихающими конфликтами между родовыми кланами? Одно неосторожное слово, неверный жест - и могут застрелить без суда и следствия. Таковы царящие здесь сегодня нравы.
Его размышления прервал внезапно донесшийся с улицы шум. Вадим прильнул к раскалившейся оконной решетке. Увидел, что незнакомые люди во главе с его сомалийским работодателем Ахмедом Бари катят к дому тележку с лестницей. Догадался: по его душу. И точно - незнакомцы приставили лестницу к балкону. Сразу решил: не дать связать себя и увезти в какой-нибудь дальний район Сомали. Крикнул Ахмеду, что так просто не дастся. Хотя и не представлял, как будет сопротивляться голыми руками против оружия.
Когда один из незнакомцев стал подниматься по лестнице, Вадим запустил в него металлической конструкцией от спутниковой антенны. И тогда Бари скомандовал: "Стреляйте!" Раздался выстрел, потом второй... Вадим не предполагал, что африканцы могут так метко стрелять из нашего автомата - ранили в оба плеча. Хорошо хоть руки не перестали действовать. Пока не потерял сознание, поторопился закрыть балконную дверь. И тут увидел, что по лестнице с автоматом поднимается сам Бари. "Перелезая через парапет, наверняка на какой-то момент положит оружие... " - мелькнуло в голове Чугуевского. Да, этих двух-трех секунд хватит, чтобы завладеть автоматом. И тогда они будут по крайней мере в равных условиях, он сможет что-то выторговать для себя или попытается спастись.
Вадим затаился за дверным косяком и, как только оружие оказалось на мгновение выпущенным из рук Бари, метнулся на балкон. Не хватило каких-то 10-15 сантиметров, чтобы завладеть спасительным "калашниковым". Ахмед первым вцепился в автомат и выстрелил. Вадим почувствовал резкую боль в животе. Скорее инстинктивно все же вырвал оружие, но тут же, почувствовав головокружение и слабость, опустился на пол. Понял: третье ранение очень серьезное. А еще, если он сейчас не бросит автомат, то его просто добьют. Из последних сил отодвинул его от себя, дав понять, что больше не сопротивляется, и попросил медицинской помощи.
Кто же этот российский парень? Как оказался в африканской стране и почему пребывал практически в плену, да еще чуть не был застрелен? Биография Чугуевского умещается на половинке страницы. Средняя школа, мединститут, десять лет работы на одной из кафедр этого же вуза. Профессионально чувствовал себя все увереннее. А вот материально... Не смог накопить ни на машину, ни на квартиру. Да и как накопить, если зарплата не превышала прожиточного минимума. Но еще больше угнетала бесперспективность. Нет, он знал, что врачи, а хирурги в особенности, нужны больницам города. Но видел и другое: их труд у операционного стола оценивается в гроши.
Кстати, в родной ему Ивановской медицинской академии на днях был большой праздник - 70-летие одного из факультетов. Выступая на нем, губернатор Владимир Тихонов с пафосом говорил: "...Мы высоко ценим работу медицинской академии и медиков и делаем все от нас зависящее, чтобы помогать". Цена этой помощи: к 1620 рублям - ставке начинающего врача - еще 320. Ровно столько, сколько он должен отдать сегодня за повышение оплаты жилищно-коммунальных услуг. Не случайно присутствовавший на том же юбилее знаменитый детский врач Леонид Рошаль в своем выступлении отметил: "Из 130 выпускников ежегодно в практическую медицину у вас уходят единицы. Это позор нам".
Уважаемый доктор не знал, что из-за нищенской зарплаты из последнего выпуска академии в медицинской сфере остался вообще один человек. В результате только в Иванове сегодня не хватает более ста участковых врачей. А ведь местные медики бедствуют еще и из-за острой нехватки лекарств, инструментов, оборудования, специального транспорта. Многие больницы и поликлиники давно не ремонтировались, там годами не менялись не то что кровати, но даже постельные принадлежности. Чтобы сэкономить, многие ивановские врачи, медсестры, санитарки ходят в свои больницы и поликлиники пешком. Неудивительно, что кто-то уезжает в поисках заработка и сносных условий труда за границу, в том числе и в Африку. Даже там наших специалистов ценят выше, чем на родине.
- Русские врачи в Сомали - желанные гости, - рассказывает Вадим Чугуевский. - Мне предложили, может быть, и не ахти какие деньги - 1000 долларов в месяц плюс проценты с операций, но реальные. За первый же месяц мы с моим коллегой из Иванова сделали 12 операций. Каждая из них стоила 500-1000 долларов США. Это приносило реальный доход хозяину больницы Ахмеду Бари. Проблемы начались, когда появились конкуренты. Не желая терять прибыль, Ахмед вывез нас в столицу, надеясь организовать работу там. Не получилось. Вот тогда хозяин и задумал отправить меня в самую глухомань, где конкуренции нет. Но я-то понимал, что в условиях гражданской войны в Сомали это гарантированная гибель...
Вернемся, однако, в тот злополучный день, когда Вадим оказался тяжело раненным в чужой стране. Ахмед Бари, видимо, понимал, что нет смысла терять российского хирурга. Он был нужен живым и работоспособным. Вадима на матрасе спустили вниз, уложили в машину и отвезли в больницу. "Страха не было, - вспоминает он. - Отсчитывал время - если быстро доставят в госпиталь, шанс выжить есть. Главное было остановить кровотечение. Я внутренне дал себе команду не терять сознания, иначе бы они меня живым не довезли, я, как врач, контролировал своих спутников".
После операции в клинике Красного Креста в Могадишо Вадима на самолете эвакуировали в Кению. Оттуда через Арабские Эмираты - в Россию. Сейчас Чугуевский находится в Ивановском госпитале ветеранов Великой Отечественной войны. Лечащие врачи делают все возможное для скорейшего выздоровления своего коллеги. Но не все в их силах. Требуются средства на дорогостоящие лекарства, которых в госпитале нет. Его родители-пенсионеры и брат -инвалид первой группы - помочь тоже не могут. Правда, не оставляют в беде друзья. Через местную газету дали объявление о сборе средств для раненого хирурга.
Сам же Вадим духом не падает и мечтает после выздоровления вернуться к хирургическому столу. Поедет ли он вновь в Африку? Надежды на то, что к тому времени родное государство станет адекватно оценивать труд врачей и им не придется рисковать жизнью в поисках достойного заработка, у хирурга Чугуевского не прибавилось.