05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-4...-6°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСОВЕТУЕМСЯ С БУРАТИНО

1 июля вступает в силу закон, который вводит более жесткие требования к рекламе лекарств. Годами улыбчивые анонимные люди в белых халатах рассказывали нам о всяких чудесных микстурах, мазях и таблетках. Изменят ли ситуацию новые нормы закона?

- Можно по-разному оценивать новый закон, но в любом случае это очевидный шаг от жуткого беспредела в рекламе лекарств, - считает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Николай ГЕРАСИМЕНКО. - В нем прописаны несколько важнейших положений. Первое: полный запрет на рекламу рецептурных лекарств. И рекомендовать, и выписывать такие препараты должен только врач. Их не должно быть ни в рекламе, ни в свободной (без рецепта) продаже. Хаос в этой сфере смертельно опасен. В США от побочных действий лекарственных средств ежегодно гибнет порядка 200 тысяч человек. В России такой статистики просто нет, но ситуация у нас уж точно не лучше. У нас телевизор давно "лечит", даются десятки доморощенных рецептов. Иногда они безвредны, но суть в другом: человека "уводят" от врача. Второе: запрещена реклама наркотиков в любом виде. Абсурд, но до недавнего времени на рекламных щитах красовались названия препаратов, содержащих, например, кодеин. А ведь это сильное наркотическое вещество! Третье: нельзя показывать в рекламе людей в белых халатах. Мы уже привыкли, что артист надевает белый халат и произносит глупейший рекламный текст. Вред двойной: эксплуатация доверия людей к врачам и дискредитация облика врача в целом.
Согласимся: закон существенно ограничивает возможность дурить особо доверчивого покупателя. Отныне запрещено, например, использовать в рекламе лекарств восторженные рассказы пациентов о чудесном исцелении, ссылаться на заключения авторитетных институтов и экспертов. Ведь ЛЮБОЙ препарат проходит испытания в соответствующих институтах - иначе он просто не попадет на рынок.
Еще очень важная норма: запрещено рекламировать пищевые добавки (БАДы) как лекарственные средства. В результате крайне агрессивной рекламы БАДы становятся все популярнее, сплошь и рядом мы слышим хвалу их целебным свойствам. (Кстати, в целом по объемам потребления лекарств Россия вышла на шестое место в Европе, и рынок этот в значительной мере растет именно за счет продажи биодобавок). Степень эффективности БАДов - разговор особый, но потребитель должен четко понимать: добавки не лечат болезни, они лишь помогают нормализовать работу организма.
Кроме того, по закону теперь недопустимо указание на то, что лекарственное или косметическое средство произведено с использованием эмбриональных человеческих тканей и материалов. Это сделано для того, чтобы умерить нездоровый ажиотаж вокруг сомнительных средств оздоровления и омоложения.
Итак, новый закон вступает в силу. Будет ли он работать? С одной стороны, мы видим обнадеживающие аналогии: в результате законодательных ограничений телевизионная реклама пива все же сместилась с "детского" времени на более поздние часы. И веселые медведи с пивными бутылками исчезли. Кстати, недавно я уже видела, как об очередных таблетках "в телевизоре" рассказывает Буратино. Значит, рекламодатели корректируют свою политику, чтобы не нарушать закон. С другой стороны, наивно полагать, что отныне реклама лекарств и медицинских услуг станет кристально честной.
- Конечно, закон далек от совершенства, - полагает Николай Герасименко. - Нам, например, не удалось добиться прямого запрета на рекламу магов, целителей и экстрасенсов. Но все же прописана норма, в соответствии с которой реклама этих "специалистов" разрешена только при наличии у них медицинского образования. Это уже шаг вперед. У нас ведь по всем кабельным каналам - настоящий шабаш: целительницы руками машут, свечи жгут и обещают здоровье и вечную молодость. Второй момент: в законе не прописаны требования к рекламе продуктов питания для детей до шести месяцев. Во многих странах эти продукты приравнены к лекарствам. Это логично: организм маленького ребенка очень хрупок, малыши все разные. И мама должна получать не рекламу, а рекомендации педиатра.
В июне МВД открыло специальный телефон доверия для тех, кто пострадал от пищевых добавок "Альгения" и "Альгениум" (8-495-239-57-53). С 2003 года эти добавки широко рекламировались в СМИ под видом препаратов широкого спектра действия и как средства, способные лечить серьезные сердечные заболевания. В рекламных роликах под видом врачей выступали люди, не имеющие профессионального медицинского образования. Таким образом, считают в МВД, производители создавали ложные представления об этих добавках и провоцировали отказ от квалифицированной медицинской помощи. Проверка фактов ведется совместно с Федеральной антимонопольной службой РФ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников