ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НАЧАЛЬНИК НЕ В ДУХЕ

День начинается с разноса у начальства... А впереди еще восемь часов работы, за которые можно схлопотать не раз. Похоже, что шеф встал не с той ноги. Как не усугубить ситуацию?

После утреннего нагоняя не нужно паниковать. Дойдите до своего рабочего места, курилки или другого помещения, куда начальник вряд ли заглянет, и проанализируйте ситуацию. Оцените возможную причину срыва. Что могло послужить ею: ваши действия, действия коллег, эмоциональное состояние обидчика? Присмотритесь к себе. Оцените свой статус в компании, отношения с коллегами. Вспомните, каковы ваши отношения с обидчиком, кто помимо вас был вовлечен в этот конфликт. Этот блицанализ поможет снять внутреннее напряжение и стресс, устранит источник паники. Паника возникает чаще всего тогда, когда вы не контролируете ситуацию и не понимаете, из-за чего случился конфликт.
В качестве примера можно рассмотреть наиболее распространенный сценарий подобных вспышек гнева у начальства и реакции на них у подчиненных. Предположим, что ваш начальник - мужчина достаточно умный и образованный, но не всегда сдержанный эмоционально. А причиной его недовольства послужили профессиональные действия. Главное, что нужно четко для себя уяснить (и здесь психологи едины с мастерами боевых искусств):самооборона - это не как дать в морду, а как по ней не получить. Даже если вам очень хочется ответить на вспышку со стороны начальства, вы уверены в своей правоте и в своих силах, не забывайте: вы не на ринге, а соперник - в другой весовой категории. Отсюда первое правило: когда начальник не в духе, постарайтесь не раздражать его еще больше. Ведь, вероятнее всего, на момент конфликта ваши отношения не выходят за рамки парадигмы "я начальник, ты дурак", где он все-таки начальник. Из этого правила бывают исключения. В моей практике встречались случаи, когда подчиненному удавалось доказать, что он не только не "дурак", но и начальник сам такой. Но эта победа оказывалась для сотрудника пирровой. Заполучить во враги начальника - не лучший способ строить карьеру. Поэтому второе правило: адекватно оценивайте свои силы. Не тешьте себя иллюзиями собственной мощи и величия.
Если причина конфликта в вас, главная задача - любой ценой предотвратить его развитие. Действительно виноваты? Обязательно извинитесь. Это еще никогда не ухудшало ситуацию. В том случае, когда не прав руководитель, дайте ему понять, что вы готовы к конструктивному диалогу один на один, но в случае необходимости сможете жестко ответить. Он поймет, что вы не будете втягивать голову в плечи и терпеть. Третье правило поможет вам лучше контролировать свои эмоции и эмоции начальника. Возьмите паузу. Пропадите на время из поля зрения босса. Пока он будет спускать пар, вы соберетесь с мыслями. А потом, когда он остынет, можно будет и продолжить диалог, чтобы уладить произошедший утром инцидент.