Зачем затеяли ремонт провала

Как вам такой вариант реконструкции? Фото из открытых источников.

Реконструкция старой арки над Сыромятническим проездом вызывает много вопросов


И голову поднять некогда: то карантин, то парад, то голосование. А когда вдруг поднимешь, обнаруживается много интересного. Например, проект реконструкции арки над Сыромятническим проездом невдалеке от Курского вокзала в столице, размещенный на сайте компанией «Интермост».

В эту арку вот уже почти 90 лет осторожно въезжают трамваи, а над ней ходят поезда Курского направления. Краснокирпичное сооружение — ветеран железнодорожной истории: построили его 155 лет назад. И (совсем редкость для Москвы!) с того самого 1865 года ни разу не перестраивали. Настоящий памятник градостроительства. Но: Это пусть Париж или Прага гордятся старинными инженерными достижениями, у нас таковые охранять не принято. Так, недавно получен отказ признать памятником расположенный по соседству путепровод через Яузу у Андроникова монастыря — старейший и единственный каменный железнодорожный мост в Москве.

Увидев бурную реакцию общества на планы перестройки тоннеля, авторы проекта убрали его с сайта, от греха подальше. Но интернет наводнили обращения к мэру с просьбами не реконструировать тоннель в Сыромятниках. «Это важный элемент исторического пейзажа. Тут не нужна дорога, оставьте трамвай и пешеходную улицу!» — взывают защитники.

Граждан успокаивают: дескать, проект только разрабатывается, рано бить тревогу. Однако известны планы расширить пролегающий над аркой мост. Сейчас там шесть путей, а хочется сделать восемь для задуманных «центральных диаметров» МЦД-2 и МЦД-4. Да и трамвайные пути, которые из-за узости арки век назад уложили редким способом «сплетения», столичному департаменту транспорта мозолят глаза: их хотят спрямить «как всюду», да еще добавить полосу для автомобилей и тротуар. Непонятно, правда, зачем — движение там небольшое, существующая арка до сих пор с ним вполне справлялась.

Между тем «Архнадзор» признает, что не только краснокирпичная кладка, но и это самое «сплетение» — ценный инженерный памятник. В геометрии рельсов есть своя эстетика. Такой уголок старинной инфраструктуры хочется сохранить, как делают это в исторических «трамвайных» городах Европы. Ну кому придет в голову «растачивать», например, узкие переулки Лиссабона, чтобы его знаменитый 28-й маршрут, привлекающий туристов со всего мира, не выписывал свои прихотливые узоры, а шел прямо по широким трассам мимо безликих современных стен?

Власти и застройщики наших городов ополчились на старую индустриальную архитектуру. «Труд» не раз писал о том, как безжалостно сносят красивейшие, исторически ценные здания, сознательно не признавая их памятниками. Вспомним ЗИЛ или бывшую фабрику Вогау на территории московского завода «Серп и Молот», отданной под программу так называемой реновации. Или замечательный архитектурный комплекс вагоноремонтного завода в Мытищах, который снесли владельцы нынешнего АО «Метровагонмаш»:

Беда еще и в том, что с Москвы берет пример провинция. На днях пришла новость от градозащитников моего родного Воронежа: там снесли бывший жилой дом Вигандтов (глава этой семьи руководил в конце ХIХ века службой тяги ЮВЖД — крупнейшей железной дороги юга России). В начале ХХ века краснокирпичное здание с белокаменной отделкой было частью великолепного ландшафта, где доминировал величественный польский костел. В 1962-м костел взорвали, а теперь очередь дошла и до дома Вигандтов. «Минус один старинный дом. Не надо Воронеж бомбить, сами управимся», — с горечью комментирует краевед, зампредседателя Воронежского отделения ВООПИиК Ольга Рудева.

Увы, «отцы города» желают строить очередные человейники в историческом центре, где жилплощадь можно продать подороже. Глядя на фотографии разрушенного дома, я вспомнила: ведь и там, по улице, названной Кольцовской в честь воронежского поэта, знакомца Пушкина, не так давно ходили трамваи — еще одна рифма к московскому сюжету со старинной аркой. Но если в Москве самый экологичный транспорт власти пока терпят, то в Воронеже, где он на протяжении столетия пронизывал мегаполис, его бег прекратился в 2009 году.

А ведь как восхитительно было катить на нем через весь город! Теперь, чтобы пережить то же ощущение, надо ехать в Амстердам, Вену, Милан, Падую, Лиссабон, Прагу.

 



Должна ли вакцинация от коронавируса быть обязательной?