КАК ВЕРНУТЬ МИЛЛИОНЫ

Между тем уголовная статистика констатирует крайне неблагоприятную ситуацию. Только от хищений

Между тем уголовная статистика констатирует крайне неблагоприятную ситуацию. Только от хищений ущерб каждый год составляет миллиардные суммы. Компенсируется же далеко не весь причиненный преступлениями материальный вред. Можно было бы посетовать на плохую работу правоохранительной системы. Однако сложившаяся обстановка обусловлена в равной мере и поведением самих пострадавших.
Многие из них просто не сообщают о факте преступления. Они считают, что государство в лице милиции не в состоянии помочь. Иногда такие люди своими силами разбираются с обидчиками, но тут недалеко и до криминала.
Некоторые пытаются решить возникшие в результате преступных действий материальные проблемы исключительно гражданско-правовыми средствами. Третьи, уведомив милицию о случившемся преступлении, считают, что можно спокойно ожидать, когда их обидчиков заставят покаяться и возместить убытки. Представители названной категории жертв самоустраняются от активного участия в деле, не заявляют гражданского иска, не обосновывают его должным образом.
Самое интересное, что все сказанное относится не только к далеким в большинстве своем от юриспруденции обыкновенным гражданам, но и к пострадавшим от преступлений юридическим лицам. Как это ни удивительно, но, даже имея в своей структуре юридическую службу, многие из них используют для восстановления нарушенных имущественных прав не все предоставленные законом возможности. Часто представители коммерческих структур любого уровня ограничиваются гражданско-правовой защитой своих интересов, по возможности избегая контактов с правоохранительными органами.
Когда преступному посягательству подверглась фирма, которая сама не в ладах с законом, такая позиция понятна. В иных случаях целесообразность пассивного поведения в деле самозащиты сомнительна. Тем не менее и оно объяснимо. Этому есть как минимум две причины. Во-первых, некоторые предприниматели опасаются, что в процессе уголовного расследования могут быть преданы гласности данные, содержащие коммерческую или служебную тайну. Но, участвуя в уголовном деле в качестве гражданского истца, можно требовать от следователя обеспечения конфиденциальности. В этом случае (а также по собственной инициативе) следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, эксперта, адвоката, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. Нарушившим таковой запрет угрожает уголовная ответственность.
Другой не менее распространенной причиной пассивности в уголовном судопроизводстве лиц, понесших материальный ущерб, является расхожее мнение о неэффективности уголовной процедуры либо предположение о равнозначности ее с гражданско-правовой процедурой разбирательства.
А ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА?
Заявление материальных претензий в уголовном процессе, т.е. после возбуждения уголовного дела, имеет свои особенности. В частности, значительно отличаются основания их предъявления. Так, в условиях гражданского судопроизводства иск рассматривается судом только при наличии ответчика. В уголовном процессе исковые требования до установления виновного могут и не иметь адресата. Когда же злоумышленник выявлен, они обращены к обвиняемому или лицу, несущему за его деяния материальную ответственность.
В отличие от гражданско-правовой процедуры обязанность доказывания обоснованности иска в условиях уголовного судопроизводства лежит на компетентных государственных органах, а не на истце.
Поскольку уголовным правом возмещение причиненного ущерба рассматривается как обстоятельство, дающее в ряде случаев основание для освобождения от уголовной ответственности, а также как смягчающее обстоятельство при назначении наказания, то после предъявления гражданского иска в уголовном процессе обвиняемый обычно напрямую заинтересован в скорейшем его удовлетворении, чего не скажешь об ответчике по гражданскому делу.
Конечно же, наивно полагать, что, написав заявление о причиненном в результате преступления материальном ущербе, можно спокойно ожидать возмещения убытка. Следователи - те же люди со всеми их достоинствами и недостатками. Один действительно сделает все, чтобы ущерб от преступления был возмещен, а другой сочтет это не самым важным.
Для реализации предоставленных возможностей возмещения иска порой требуется периодически "взбадривать" следователя, напоминая о себе или даже обжалуя бездеятельность следователя, требуя его отвода и перепоручения дела другому следователю. Закон предоставляет гражданскому истцу такое право.
Кроме того, пользуясь своим процессуальным положением, гражданский истец в процессе расследования вправе, предоставив (возможно, установив своими силами) информацию о местонахождении преступников и их имущества, адресатов их фирм и т.п., потребовать проведения там обысков и ареста имущества. Гражданскому истцу или его представителю не может быть отказано в удовлетворении их ходатайств, если они просят об уточнении обстоятельств, которые могут иметь значение для правильного расследования дела.
Следователь не вправе отказать гражданскому истцу или его представителю в вызове на допрос конкретных свидетелей, в производстве экспертизы и других следственных действий по собиранию доказательств, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь значение для дела. О результатах рассмотрения ходатайств сообщается лицу, их заявившему. При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайств следователь обязан вынести постановление с указанием мотивов отказа.
Разумеется, в каждой конкретной ситуации необходимо выбирать оптимальные направления деятельности для восстановления нарушенного права. Во-первых, не всякий материальный ущерб, даже причиненный обвиняемым, может быть возмещен в уголовном процессе. Здесь иск считается обоснованным лишь при наличии причинной связи между преступным деянием (действием или бездействием) и причинением ущерба.
С другой стороны, в некоторых случаях для защиты экономических интересов целесообразно одновременное использование возможностей уголовного и гражданского судопроизводства. Речь идет, например, о таких ситуациях, когда после обращения в компетентные органы возбуждение уголовного дела по каким-либо причинам откладывается. В этом случае возникает сокрытие причастными к преступлению лицами имущества и иных ценностей, чего допускать ни в коем случае нельзя. Следует незамедлительно обратиться в суд с "обыкновенным" иском и заявлением о его обеспечении. Целесообразно действовать таким же образом и в случаях, когда уголовное расследование по каким-либо причинам затягивается.
В перечисленных ситуациях возможности гражданского судопроизводства использовать предпочтительнее. По крайней мере если ответчик известен, то ходатайство об обеспечении иска должно разрешаться судьей или судом, рассматривающим дело, в тот же день без извещения ответчика и других лиц, участвующих в деле. Это одновременно с предусмотренным ст. 137 ГПК немедленным исполнением определения суда (судьи) об обеспечении иска позволяет использовать элемент неожиданности и не допустить утаивания денежных средств и имущества.
ПОМОГИТЕ СЛЕДОВАТЕЛЮ
Практика, к сожалению, свидетельствует о слабом знании многими работниками правоохранительных органов основ бухгалтерского учета, особенностей функционирования финансового рынка, правил и порядка привлечения инвестиций... Поэтому гражданскому истцу (как правило, это представитель юридического отдела) для подтверждения суммы иска надо самому представить необходимую документацию.
Сотрудникам правоохранительных органов без помощи специалистов коммерческих структур, пострадавших в результате преступления, достаточно сложно определить возможные места сокрытия ценностей, а кроме того, практически невозможно оперативно обнаружить подлежащие аресту финансовые счета, отследив их движение в российских и зарубежных банках.
Только сам предприниматель, знающий тонкости и особенности определенных видов коммерческой деятельности, реально может координировать, например, направления и способы отслеживания движения похищенных денежных средств. В свою очередь, используя такую информацию лицо, производящее расследование, вправе для обнаружения имущества и денежных средств производить осмотры, обыски и другие предусмотренные законом следственные действия.
ТАК ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ИСК
Гражданский иск в уголовном судопроизводстве может предъявляться как в устной, так и в письменной форме. Устное заявление соответствующим образом протоколируется. В уголовно-процессуальном законодательстве не конкретизированы требования к форме и содержанию искового заявления. Однако истец значительно облегчит процедуру доказывания, если при подготовке документов будет исходить из требований, содержащихся в ст. 126 и других статьях ГПК, т.е. укажет точное местонахождение ответчика, обстоятельства, на которых основано требование, и доказательства. Важная роль при этом принадлежит прилагаемым к заявлению документам. Если к нему будут приложены материалы, достаточно полно отражающие поступление и движение денежных средств, или, например, имеющиеся в распоряжении истца кассовые ордера ответчика и т.п., то это также поможет обеспечить возмещение ущерба.
При подготовке документов иногда полезно ходатайствовать о проведении экономических экспертиз. При наличии необходимых исходных данных с их помощью может быть конкретизировано материальное положение виновного. Например, установлено наличие денежных средств и материальных ценностей на счетах его фирмы, правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности и многие другие вопросы. При расследовании уголовного дела названные дорогостоящие экспертные исследования должны проводиться за счет государства.