АЛЛО, ВЫ УЖЕ НА СЧЕТЧИКЕ

Этим летом вновь всколыхнулась тема повременной оплаты телефонных разговоров. Поводом стала регистрация в Минюсте методики ее расчетов Министерством по антимонопольной политике (МАП). Неужели скоро будем за телефонное общение "по душам" платить по счетчику?Наш корреспондент обратился к директору департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Олегу Михайлову.

- Разговоры о том, чтобы платить за реальное время, затраченное на телефонные переговоры, возникли лет 30 назад, - начал Михайлов. - В теперь уже далекие 70-е повременка впервые была введена в Пскове. Так что это вовсе не новация рынка.
На сегодня повременные расчеты применяются почти в 200 населенных пунктах России - это примерно 10 процентов абонентов. Правда, единой схемы не было, и каждый регион устанавливал свои правила.
- Что же предлагает МАП?
- Суть схемы в том, чтобы 60 процентов от абонентной платы (она по стране от 60 до 130 рублей в месяц) оставить в виде постоянной составляющей. Эти деньги пойдут на обслуживание всей телефонной сети. И взиматься они станут вне зависимости от того, говорил человек по телефону в свое удовольствие или ни разу за месяц не снимал трубку.
А вторая составляющая - переменная. То есть плата за каждую минуту переговоров - она по стране от 5 до 13 копеек.
- На междугородных линиях ночные переговоры стоят дешевле, а при повременных расчетах такое правило будет действовать?
- Это было бы логично, потому что в такое время значительно снижается нагрузка на линиях. Но тут регионы будут поступать по своему усмотрению.
- А льготники станут платить свои 50-процентов от какой суммы?
- Только от постоянной составляющей, а поминутную - целиком, как все.
- Но, согласитесь, среди них много стариков, инвалидов, то есть людей, ограниченных в возможности общения.
- Но и вы тоже согласитесь, что социальная защита все-таки должна быть заботой государства. Знаете, сколько людей пользуется льготами по оплате услуг связи? 42 категории, почти половина всех абонентов! И связистам это, с одной стороны, практически никто никак не компенсирует, а с другой - налоги берут со всех ста процентов стоимости оказываемых нами услуг. Что же касается общения, то некоторые этим занимаются часами.
- Интересно, где живет наиболее говорливый народ?
- Чем больше город, тем разговорчивее население.
- Значит, говорунов больше всего в Москве?
- Не только, конечно, но со столицей действительно пока не удается договориться о повременке.
- А если, положим, пенсия не позволяет старушке позвонить внуку или получить консультацию врача по телефону?
- Неплохо было бы, чтобы дети сами чаще вспоминали о стариках, потому что плата за минуту разговора берется только с того, кто звонит. С одинокими сложнее, но это тоже проблема не столько техническая, сколько социальная. Мы, в свою очередь, по согласованию с местными администрациями предоставляем абонентам список, в который, в зависимости от региона, может входить от 20 до 40 различных организаций, куда люди могут звонить бесплатно. Это поликлиники, "Скорая помощь", МЧС, служба спасения, справочная по несчастным случаям, общества инвалидов и многие другие.
- А как быть Интернет-пользователям, которые подключаются через телефон?
- За их минуты рассчитываются провайдеры. Некоторые из них прокладывают собственные линии, и тогда проблем не возникает. Сложно с теми, кто пользуется общей сетью. К примеру, в той же Москве четверть телефонных номеров уже устаревших, и работают они с пятикратным превышением расчетной нагрузки.
-А как уберечься от жуликов? Ведь есть ловкачи, которые свои разговоры "накидывают" на чужие номера.
- Это совсем другие линии - с выходом на межгород. А повременка будет считаться внутри одного города. Технически это разные вещи. Хотя проблема защиты сейчас, действительно, очень серьезная.
- А может, счетчики устанавливать не на станциях, а дома, чтобы человек своими глазами видел, что происходит?
- Это не лучший выход из положения. От жуликов он защитить не может. Да и по другим причинам. Например, вы закончили разговор и неаккуратно положили трубку. Домашний счетчик это как отключение не фиксирует. И столько может "намотать", что действительно не расплатишься. На станции же такое исключено.
- А есть ли у вас статистика, как изменялась оплата в тех местах, где вводилась повременка?
- Поначалу она падает процентов на 20. Это и понятно - платить люди не привыкли, боятся много наговорить. Но через несколько месяцев все встает на свои места. В цифрах это выглядит так: примерно 60 процентов начинают платить меньше, 20 процентов - столько же и 20-30 процентов - больше. Но последние - это, как правило, обеспеченные люди, которым практически все равно, сколько стоит звонок. А в заключение могу сказать, что практически весь западный мир живет по счетчикам.
На Западе, может, так и живут, вот только для многих наших граждан надбавка за удовольствие общения равнозначна снижению комфортности жизни. Вот тут и позавидуешь одиночеству, когда говорить не с кем и не о чем. Конечно, наши люди какой-нибудь выход найдут - перенесут, например, большинство личных звонков на служебные телефоны. Но на работе с подружкой языками не зацепишься.
Но, похоже, вопрос повременки уже решен. В 2002-м поминутная оплата будет продолжать вводиться в 37 российских регионах. Как нам пояснили в отделе тарифного регулирования услуг электросвязи Министерства по антимонопольной политике, неожиданностью это ни для кого не будет. Всем абонентам в течение трех месяцев будут присылать счета с указанием количества проговоренного ими времени. Оплачивать их пока не нужно - это для того, чтобы люди оценили свою "разговорчивость" и прикинули, во что им обойдется это удовольствие в будущем.
Остается надеяться, что все взрослые дети вспомнят стихи Есенина и сами будут звонить матерям-старушкам, чтобы узнать, как они живут...