09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГЕОРГИЙ БООС: СНОВА БУРЯ В КАНИСТРЕ БЕНЗИНА

Конечно, есть объективные причины, подстегнувшие цены. Почти два года горючее не дорожало,

Конечно, есть объективные причины, подстегнувшие цены. Почти два года горючее не дорожало, разница в ценах на оптовом рынке и в рознице сократилась до 50 - 60 копеек, что уже продавцов не устраивало. Плюс за это время процентов на 20 расширился внутренний спрос - росли экономика и доходы граждан. После выхода России из соглашений с ОПЕК увеличение экспорта стало приоритетом политики нефтяных компаний. Добавлю, что роль катализатора сыграло решение поднять акциз еще на 45 процентов. Оно вступит в силу с 2003 года, но рынок не ждет, цены всегда растут упреждающими темпами.
Однако цены себя так бы не вели, если б наш рынок не был в тесной зависимости от субъективных, чисто российских факторов. Скажем, непрозрачность, закрытость нефтяных компаний и отсутствие конкуренции позволяют легко "обосновать" любые затраты. Какой смысл бороться за снижение издержек, если проще и быстрее получить те же деньги, переписав ценники! Кроме того, внутренний рынок для компаний неинтересен, когда растут мировые цены, и они стремятся перевести нефтяные потоки за кордон. Наконец, ни для кого не секрет, что крупные экспортеры как главные поставщики валюты в бюджет умеют добиться от исполнительной власти выгодных для себя решений. Наши чиновники, руководствуясь сиюминутными интересами пополнения казны, нередко идут на поводу у нефтяников, уступают давлению крупного бизнеса. И это часто бьет по долгосрочным интересам экономики.
Наглядный пример - перенесение акциза с нефтезаводов на АЗС. Для вертикально интегрированных компаний это выгодно, поскольку им принадлежит не более четверти бензозаправок - остальные либо работают под их брендами, либо сами по себе. Избавившись от акциза, нефтезаводы не снизят отпускные цены. Хозяевам АЗС, само собой, тоже надо жить. А ставка акциза с нового года вырастет копеек на 70 - 80, плюс НДС, налог на прибыль, прочие платежи. В итоге литр бензина для отечественных потребителей подорожает еще на 2 - 3 рубля. Казна тоже понесет убытки, поскольку собрать акциз с 30 тысяч АЗС куда сложнее, чем с 23 нефтеперерабатывающих заводов.
Хочу быть понятым правильно: диалог с крупным бизнесом необходим. Но это должна быть не игра в одни ворота, а поиск компромисса между предпринимателями и гражданами. В последнем случае власти прежде всего следует решить, какая модель экономики отвечает интересам развития общества - и строить отношения на рынке, в том числе нефтяном, в зависимости от поставленной цели. Наука экономического моделирования знает две крайности. Скажем, в Иране директивными методами держат на низком уровне цены на энергоносители, и даже в условиях изоляции экономика работает. И есть модель западноевропейская, где почти не добывают своей нефти и рынок ГСМ прямо зависит от мировых цен.
Конечно, либеральная модель привлекательна. Но надо понимать, чем грозит режим полной открытости. При ускоренном интегрировании в мировой рынок российская экономика может сжаться до 30 - 40 процентов своего потенциала. Выдержат конкуренцию сырьевые отрасли, космос, производство оружия, часть химической и пищевой промышленности. Остальные предприятия разорятся. Население эмигрирует или вымрет, потому что скудный бюджет всех не прокормит. Со временем и государства не станет, потому что потеряем обезлюдевшие территории...
Что же делать? В такой крупной стране, как Россия, локомотивом развития может быть свой рынок. Не распродажа сырья, а стимулирование внутреннего спроса и отечественного производства должно быть стержнем экономической политики. Да, для этого придется сдерживать рост тарифов, мириться с диспропорциями в ценах внутренних и внешних, протекционистскими мерами вытеснять импорт с наших рынков. В долгосрочной перспективе такая политика порочна. Но только этот путь способен без потрясений вывести экономику на конкурентоспособный уровень, постепенно открывая отдельные секторы своего рынка.
Наш путь - паритет между изоляционистской и интеграционной политикой. "Золотой середине" должен соответствовать и уровень базовых цен, определяющих "температуру" в экономике. Для привлечения бизнеса на внутренний рынок у правительства сил достаточно - гибкий налоговый режим, таможенные пошлины, кредитные ставки... Важно, чтобы были цель и желание эти инструменты применять. Хотя бы так, как это делается в Соединенных Штатах. К слову, горючее в "самой либеральной стране" стоит дешевле, чем у нас, и экономика развивается за счет внутреннего рынка. Именно поэтому страна чувствует себя уверенно даже при скачках цен на нефть на мировом рынке.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников