17 октября 2017г.
МОСКВА 
11...13°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.09   € 67.30
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГЕОРГИЙ БООС: СНОВА БУРЯ В КАНИСТРЕ БЕНЗИНА

Конечно, есть объективные причины, подстегнувшие цены. Почти два года горючее не дорожало,

Конечно, есть объективные причины, подстегнувшие цены. Почти два года горючее не дорожало, разница в ценах на оптовом рынке и в рознице сократилась до 50 - 60 копеек, что уже продавцов не устраивало. Плюс за это время процентов на 20 расширился внутренний спрос - росли экономика и доходы граждан. После выхода России из соглашений с ОПЕК увеличение экспорта стало приоритетом политики нефтяных компаний. Добавлю, что роль катализатора сыграло решение поднять акциз еще на 45 процентов. Оно вступит в силу с 2003 года, но рынок не ждет, цены всегда растут упреждающими темпами.
Однако цены себя так бы не вели, если б наш рынок не был в тесной зависимости от субъективных, чисто российских факторов. Скажем, непрозрачность, закрытость нефтяных компаний и отсутствие конкуренции позволяют легко "обосновать" любые затраты. Какой смысл бороться за снижение издержек, если проще и быстрее получить те же деньги, переписав ценники! Кроме того, внутренний рынок для компаний неинтересен, когда растут мировые цены, и они стремятся перевести нефтяные потоки за кордон. Наконец, ни для кого не секрет, что крупные экспортеры как главные поставщики валюты в бюджет умеют добиться от исполнительной власти выгодных для себя решений. Наши чиновники, руководствуясь сиюминутными интересами пополнения казны, нередко идут на поводу у нефтяников, уступают давлению крупного бизнеса. И это часто бьет по долгосрочным интересам экономики.
Наглядный пример - перенесение акциза с нефтезаводов на АЗС. Для вертикально интегрированных компаний это выгодно, поскольку им принадлежит не более четверти бензозаправок - остальные либо работают под их брендами, либо сами по себе. Избавившись от акциза, нефтезаводы не снизят отпускные цены. Хозяевам АЗС, само собой, тоже надо жить. А ставка акциза с нового года вырастет копеек на 70 - 80, плюс НДС, налог на прибыль, прочие платежи. В итоге литр бензина для отечественных потребителей подорожает еще на 2 - 3 рубля. Казна тоже понесет убытки, поскольку собрать акциз с 30 тысяч АЗС куда сложнее, чем с 23 нефтеперерабатывающих заводов.
Хочу быть понятым правильно: диалог с крупным бизнесом необходим. Но это должна быть не игра в одни ворота, а поиск компромисса между предпринимателями и гражданами. В последнем случае власти прежде всего следует решить, какая модель экономики отвечает интересам развития общества - и строить отношения на рынке, в том числе нефтяном, в зависимости от поставленной цели. Наука экономического моделирования знает две крайности. Скажем, в Иране директивными методами держат на низком уровне цены на энергоносители, и даже в условиях изоляции экономика работает. И есть модель западноевропейская, где почти не добывают своей нефти и рынок ГСМ прямо зависит от мировых цен.
Конечно, либеральная модель привлекательна. Но надо понимать, чем грозит режим полной открытости. При ускоренном интегрировании в мировой рынок российская экономика может сжаться до 30 - 40 процентов своего потенциала. Выдержат конкуренцию сырьевые отрасли, космос, производство оружия, часть химической и пищевой промышленности. Остальные предприятия разорятся. Население эмигрирует или вымрет, потому что скудный бюджет всех не прокормит. Со временем и государства не станет, потому что потеряем обезлюдевшие территории...
Что же делать? В такой крупной стране, как Россия, локомотивом развития может быть свой рынок. Не распродажа сырья, а стимулирование внутреннего спроса и отечественного производства должно быть стержнем экономической политики. Да, для этого придется сдерживать рост тарифов, мириться с диспропорциями в ценах внутренних и внешних, протекционистскими мерами вытеснять импорт с наших рынков. В долгосрочной перспективе такая политика порочна. Но только этот путь способен без потрясений вывести экономику на конкурентоспособный уровень, постепенно открывая отдельные секторы своего рынка.
Наш путь - паритет между изоляционистской и интеграционной политикой. "Золотой середине" должен соответствовать и уровень базовых цен, определяющих "температуру" в экономике. Для привлечения бизнеса на внутренний рынок у правительства сил достаточно - гибкий налоговый режим, таможенные пошлины, кредитные ставки... Важно, чтобы были цель и желание эти инструменты применять. Хотя бы так, как это делается в Соединенных Штатах. К слову, горючее в "самой либеральной стране" стоит дешевле, чем у нас, и экономика развивается за счет внутреннего рынка. Именно поэтому страна чувствует себя уверенно даже при скачках цен на нефть на мировом рынке.


Loading...



Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.