БОЛЬШАЯ ЧИСТКА

Радикальные реформы не перестали быть национальной забавой в Польше. Но последняя "перестройка" отличается неясными мотивами, таинственностью. Впрочем, иначе, наверное, и не может выглядеть реорганизация спецслужб.

Нынешняя - самая кардинальная после 1990 года, когда была ликвидирована прежняя Служба безопасности и создано Управление защиты государства (УОП). И вот сейчас это управление снесли не менее радикальным образом. Вместо УОП будут две структуры: Агентство внутренней безопасности, которое займется контрразведкой в стране, охраной государственных тайн, и Агентство разведки с полномочиями собирать секретную информацию за границей.
Оппозиционные нынешнему правительству левой коалиции, возглавляемому Лешеком Миллером, партии называют реформу скандальной, предпринятой для политической чистки спецслужб, чтобы сделать их лояльными левым.
- Уволено только 39 сотрудников бывшего первого разведывательного управления УОП, причем большинство из них перешагнуло 55-летний рубеж - пограничный возраст для работы в разведке, - объяснил корреспонденту "Труда" шеф Агентства разведки Збигнев СЕМЕНТКОВСКИЙ. - Это не "чистка". Конечно, придется избавиться от некоторых заграничных агентов по причине их низкого профессионализма. Кроме того, у нас есть программа трудоустройства и финансового обеспечения увольняемых сотрудников, принимаем и другие меры, чтобы не соблазнили их иностранные разведки. Оппозиционный шум по поводу "чистки" - это очередная попытка сведения политических счетов.
Главным ликвидатором УОП является, безусловно, премьер-министр, считающий, что мундиры сотрудников этого управления были слишком сильно "подшиты политикой". Говорят, ликвидация УОП - это ответ нынешнего главы правительства на обвинения левых в его сотрудничестве с КГБ. В частности, из-за этого вынужден был уйти в отставку бывший премьер-министр Юзеф Олекса.
Александр Квасьневский, как глава государства, возражал против затеянной правительством коренной реорганизации спецслужб, возможно, чтобы не показаться мстительным. Причины обижаться на рыцарей плаща и кинжала у него есть. Дело, начатое еще во время предвыборной кампании, когда УОП предвзято подошло к подбору и оценке архивных материалов, представленных суду, на основании которых тот выяснял, сотрудничал ли Квасьневский со спецслужбами ПНР и СССР, продолжается и по сей день.
Недавно варшавская окружная прокуратура выдвинула обвинение против бывшего начальника архива УОП и одного из его сотрудников, которые "попридержали", скрыв от люстрального суда, часть документов, подтверждающих, что Квасьневский не имел вменявшихся ему в вину контактов с агентами КГБ. С опозданием были преданы огласке такого же рода материалы, касающиеся и Леха Валенсы. Скрывались документы для того, чтобы сохранить в обществе подозрение к Квасьневскому и Валенсе и тем самым увеличить шанс на выигрыш президентских выборов лидеру "Солидарности" Мариану Кшаклевскому. Правда, ему это не помогло: выборы он проиграл с треском.
Относительно географии действия польской внешней разведки Збигнев Сементковский сказал, что она будет присутствовать там, где есть интересы Польши и ее союзников по НАТО, но не будет иметь "глобального" характера. Основной упор он намерен сделать на аналитической работе, особенно в сфере экономической разведки. Варшава должна знать, какой капитал идет в Польшу, насколько он опасен или безопасен, например, в приватизации предприятий.
Предельно ясно ответил новый шеф разведки и на вопрос о пресловутой русской мафии: "Я бы не ставил знак равенства между работающими в нашей стране российскими бизнесменами, если пять-шесть из них будут уличены в каких-либо нарушениях, и мафией. На русскоязычных приходится лишь 0,7 процента преступлений, совершаемых в Польше".